Кто ворует из машин и как с этим бороться
«Это наш бич, наша беда, — говорят полицейские о кражах из автомобилей. — 2000 эпизодов только за 2014 год — это около 20% всех преступлений в Иркутске. Мы наблюдаем тенденцию роста по этому виду правонарушений — цифра с годами только растет. Мы находим преступников, их судят и отпускают — гуманизация. Злоумышленники снова возвращаются к своему ремеслу, а беспечные граждане по-прежнему оставляют ценные вещи в салонах автомобилей».
О том, где мы чаще всего подвергаемся опасности ограбления и как обезопасить себя от воров, в этом материале.
Вскрыли дважды
Иркутянка Мария Солодкова периодически заезжает с мужем в супермаркет «Окей» в новом торгово-развлекательном комплексе «Комсомолл». Машину оставляют на парковке и вместе идут за покупками. Вернее, раньше так делали. С недавних пор Мария ходит в магазин одна, а муж остается в машине — охранять. Все потому, что их автомобиль уже дважды вскрыли в одном и том же месте — на стоянке у «Комсомолла»: сначала украли вещи из багажника, потом попытались угнать.
— Первый раз мы даже не заметили, что что-то произошло, пока нас не было, — рассказывает Мария. — Вышли из магазина, сели в машину и уехали. Только через пару дней муж обнаружил, что из багажника исчезли набор инструментов и компрессоры. Проанализировав ситуацию, мы поняли, что случилось это как раз у «Комсомолла». Видимо, машину открыли граббером, взяли, что нужно было, и так же закрыли. В полицию мы обращаться не стали, решили только впредь быть осторожнее.
Народная мудрость про то, что дважды снаряд в одну воронку не падает, в этом случае не сработала. Во второй раз супругам пришлось уже изрядно понервничать: вернувшись, они не смогли завести машину — был сломан замок зажигания. Судя по всему, автомобиль пытались угнать, но дополнительные средства защиты помешали. «Конечно, мы обрадовались, что машина осталась у нас, но случай очень неприятный. Пришлось вызывать друзей, чтобы увезти автомобиль, и потом чинить замок», — говорит иркутянка.
Четыре вида краж
— Беспечность автовладельцев — главный спутник преступников, — говорит полковник внутренней службы Дмитрий Никеров, заместитель начальника УМВД России по Иркутску. — Мы выделяем четыре вида автомобильных краж.
Первый — когда машина ночует у дома хозяина. В этом случае у преступника много времени — все спят, и вряд ли кто-то помешает. Можно спокойно снять колеса, аккумулятор, авторегистратор и другое дорогостоящее оборудование.
— Сигнализация не всегда реагирует, тем более у многих правонарушителей есть так называемые грабберы, позволяющие считывать код автосигнализации и отключать ее. Преступник пинает по колесу машины, срабатывает сирена. Хозяин, не поднимаясь с постели, смотрит на брелок — все в порядке, отключает сигнал и спит дальше. А злоумышленник уже считал нужную ему информацию, — объясняет полковник внутренней службы.
Второй вид — кражи у детских садов, школ и т. п. Там, где человек вышел из автомобиля «на минуточку». В такие моменты в салоне люди оставляют сумки, планшеты, телефоны, документы, кошельки, печати и многое другое. Логика такая: я туда и обратно — зачем тащить все с собой? Расчет преступника прост — хозяин покинул автомобиль, значит, есть пара минут, чтобы разбить стекло и взять все, что плохо лежит. Даже если злоумышленника застигнет владелец, вряд ли будет его догонять. Более того, полицейские категорически не рекомендуют бросаться в погоню — преступник может быть вооружен и неадекватен.
— Разбивают стекло обычно автомобильной свечой — оно брызгами разлетается. Свечка же тяжелая и места в кармане много не занимает. Такие преступники не обладают специальными знаниями в электронике, не обязаны знать устройство сигнализации и беспокоиться, как быстро и умело взломать замок, они работают на время, — замечает Дмитрий Михайлович. — А иногда и разбивать не приходится — люди просто забывают закрыть салон.
Третий вид — кражи у торгово-развлекательных центров, магазинов.
— В этой группе чуть более квалифицированные преступники, чем в первых двух, — рассказывает Дмитрий Никеров. — У них есть специальные точки наблюдения, откуда они выбирают жертв. Приезжает, например, хорошо одетая дама на дорогом автомобиле, идет в магазин. За ней — слежка: провожают по павильонам, наблюдают. В это время на улице действуют сообщники — вскрывают авто, крадут и уходят. Бывали случаи, когда и машину обворовывали, и у человека телефон и кошелек уводили.
И четвертый — борсеточники. Преступники отслеживают будущую жертву в банках, кредитных организациях, деловых центрах, офисах серьезных компаний и провожают до машины, а там как в кино: находят способ остановить автомобиль (например, прокалывают колесо на светофоре или имитируют небольшое ДТП) и крадут из салона чемодан денег.
— Пожалуй, это самые серьезные профессионалы своего дела. Самое сложное для них — остановить машину. А дальше — дело техники. Огорченный хозяин меняет колесо или осматривает место ДТП, механизм обычных действий в его голове сбивается, и он не закрывает салон. А в это время преступники незаметно подкрадываются и уносят ценности, — объясняет Дмитрий Михайлович.
Полицейские периодически проводят профилактические беседы с автолюбителями, с охранниками — объясняют простые правила поведения.
— Напоминаем из раза в раз: не оставляйте в салоне ничего ценного даже на минутку, — вновь повторяет Дмитрий Михайлович. — Не рассчитывайте на камеры наблюдения — зачастую они сохраняют видео очень плохого качества, когда виден только силуэт, лица не разглядеть! И не думайте, что злоумышленник испугается видеокамер: достаточно накинуть кепку или капюшон — и человек становится неузнаваемым.
По признанию правоохранителей, кражи из машин трудно раскрыть, но все же реально: «Мы раскрываем примерно каждую третью кражу — это неплохой процент. А к реальным мерам наказания за 2014 год осуждено лишь 20 человек. Возможно, те, кому суд назначил условный срок или штраф, одумались после приговора. Но, скорее всего, эти ребята ходят мимо машин и каждый раз приглядываются — а нет ли чего ценного внутри?»
Лидеры по кражам
Как мы выяснили, кражи из автомобилей случаются практически везде, но все же у торговых центров это происходит чаще. В лидерах — «Карамель», «Джем Молл», «Абсолют» в Студгородке, комплекс «Фортуна».
— Владельцы некоторых торговых комплексов стараются исключить кражи на своей территории. Например, на «Фортуне» установлено около 70 камер видеонаблюдения, примерно два десятка сотрудников частных охранных агентств постоянно дежурят на парковках, — рассказывает Дмитрий Никеров. — С остальными сложнее...
Кстати, в полиции говорят, что все спортклубы и торговые комплексы, которые оборудуют парковочные места для своих клиентов, обязаны отвечать за сохранность автомобилей и имущества, оставленного в них.
— Существует понятие — ответственность собственников территории, — объясняют в УМВД по Иркутску. — Если горожане массово начнут предъявлять им иски за ненадлежащее исполнение обязанностей, то вполне можно добиться усиления мер по охране автомобилей и их содержимого на парковках этих спортивных, развлекательных и торговых комплексов. Или по крайней мере возмещения конкретного ущерба. Пусть охранники следят не только за тем, чтобы вы у них ничего не украли, но чтобы и у вас ничего не пропало на территории ТРЦ или парковке. Причем иски можно предъявлять не только торговому комплексу, но и охранному агентству.
По словам полковника Никерова, средний улов преступников с одного автомобиля равен примерно 30 000 рублей: «Телефоны, планшеты, компьютеры, видеорегистраторы, радар-детекторы, деньги. Бывали случаи многомиллионных краж из машин — кто-то взял кредит, или едет покупать квартиру, или получил в банке зарплату для двухсот сотрудников… Деньги возят большие, и преступники за такими суммами охотятся». Ко всему этому нужно прибавить сумму ущерба за разбитое стекло.
— Кстати, нужно учесть, что примерно 20—45% граждан не обращаются в полицию: не верят, что поймают преступника, не хотят тратить свое время, сетуют на то, что сами виноваты. Однако процент несознательности ежегодно снижается — пострадавшие приходят с заявлениями, даже если из салона ничего не украли, — говорит Дмитрий Михайлович. — Заметим, в 1990-х годах, например, процент необратившихся был в разы больше.
Объясняется это двумя причинами: первое — иркутяне стали больше доверять полиции; второе — без уголовного дела ни одна страховая компания не станет возмещать ущерб, а владельцев КАСКО и других страховок сейчас очень много.
А воры кто
Особой квалификации для краж из автомобилей не нужно, поэтому в принципе любой может совершить это преступление. Среднестатистический портрет такого вора — субъект мужского пола в возрасте от 14 до 27 лет, нигде не работающий, употребляющий алкоголь или наркотики, из социально неблагополучной семьи, ранее имевший проблемы с законом. Кроме этого, каждый второй из этой группы — приезжий.
Полицейские рекомендуют пострадавшим обязательно обращаться с заявлениями: «Преступники всегда оставляют отпечатки, потожировые следы. Не сейчас, так через год-два нарушитель будет задержан на другом эпизоде, заодно и ваш случай ему напомним».