Кино-2015: Динозаврики, лучше б вы попрятались в Африке
В прокате – «Мир Юрского периода», четвертая часть глубокоуважаемого сериала о прогулках с кровожадными динозаврами.
В свое время аттракцион под названием «Парк Юрского периода» оставил по себе недобрую память, так что спустя двадцать лет его перезапускают под слегка измененной вывеской – «Мир Юрского периода». В плане смертельной опасности там, впрочем, все по-прежнему: велоцирапторы так и щелкают зубами из каждого закоулка. Более того – местные ученые вывели собственного сверхзлобного и преогромного хищника, названного индоминусом рексом (мало им было одноименного тираннозавра, дуракам несчастным!).
В итоге сей индоминус вырывается, естественно, на свободу – и противостоять ему способен лишь местный сотрудник Оуэн (Крис Пратт), бывший морпех. А тут еще в парке как на грех заблудились два несовершеннолетних братца, за которыми недоглядела их страшно занятая родная тетка Клэр (Брайс Даллас Говард), директриса кровавого зверинца. Словом, дети в беде, морпех спешит на помощь, индоминус пытается утвердиться в качестве доминирующего вида, а зрителю со стажем остается только недоумевать: и эту копию с копии спродюсировал сам Спилберг, главный голливудский спец по допотопным звероящерам?!
Дуэт в духе «Индианы Джонса» – храбрец-ерник и взбалмошная цаца
«Динозавры всем наскучили» – эту абсолютно справедливую фразу произносит кто-то из персонажей едва ли не в первом кадре «Мира Юрского периода». Она же стала бы для этого фильма идеальным слоганом, но промоутеры сочинили другой – «Парк откроется». Ну открылся, и что дальше? Весь этот, извините за выражение, квадриквел ничего не сообщит тем умам и сердцам, в коих еще жива память о спилберговской нетленке 1993 года. Хотя нынешние 12-летки о том шлягере могли, конечно, и не слышать. «Юрский мир», надо полагать, предназначается для них и только для них.
Ну а для кого в самом деле еще? Для не утоливших свою жажду высокотехнологичной кровавой жатвы с помощью последнего «Безумного Макса»? Для тех, в ком десятилетиями не исчезает надежда, что Голливуд научится клепать сносные ремейки своих былых шедевров? Для поклонников рыжеволосой красавы Брайс Даллас Говард? Поклонниц чурбана Пратта? Или каких-нибудь мифических «диноманов»?
Впрочем, взрослые (а значит, видевшие первый «Парк») зрители вполне могут обмануться, посчитав, что «Мир» – второй в истории кино Большой Фильм Про Динозавров. И на такое, получается, грех не взглянуть одним хотя бы глазком. «Мир Юрского периода» действительно выдает себя за непосредственное продолжение «Парка-1993». Но въедливая аудитория должна помнить и о двух его сиквелах, один из которых тоже был поставлен лично маэстро Спилбергом.
Так вот, этот самый новейший «Мир», заново придуманный уже не Стивеном, а его эпигонами, в части чисто сюжетной занимательности однозначно уступает даже «Парку Юрского периода-3», снятому в 2001 году спилберговским корешем Джо Джонстоном. В визуальном плане техника, разумеется, кое-куда дошла со времен рубежа веков. Но что нам эта техника опосля «Аватара» с «Властелином колец», а теперь и после пресловутого «Безумного Макса-4»?
И здесь не обошлось без аллюзий на «Гостью из будущего»
В общем, динозавры, понятно, буйствуют, герой геройствует, дети раздражающе визжат, единственный на весь фильм квазизлодей мечтает создать из рапторов боевых солдат и т. д. Бесконечная глупость и тотальная ересь, намотанные на постылый канон, использовавшийся не только в трех прежних «Парках Юрского периода», но и в таких очевидных подражаниях им, как «Глубокое синее море» или «Анаконда».
Эти зубы – просто прелесть. Вот только их использование по назначению нам здесь не продемонстрируют
Честнее всех сработал тут, пожалуй, зачетный кинокомпозитор Майкл Джаккино, занятно аранжировавший незабвенную тему Джона Уильямса из классического «Парка». Динозавров, разумеется, тоже не обвинишь в нечестности, но они здесь, увы, далеко не такие всамделишно-страшные, как раньше. Ничего не попишешь, инфантилизация синематографа заметно прогрессировала с 90-х годов.
«Мир Юрского периода» (Jurassic World) (12+). Режиссер: Колин Треворроу. США, 2015