Арнольд Ларионов

© Байкальские Вести

ЭкономикаИркутск

1918

08.10.2009, 10:59

Где ты, геолог?

Кладовые Восточной Сибири нуждаются в квалифицированных "кладовщиках".

"Правительство Иркутской области считает добычу и глубокую переработку полезных ископаемых основой, фундаментом для дальнейшего развития экономики области" - этим заявлением министр природных ресурсов регионального правительства Ольга Гайкова открыла 1 октября Межведомственное совещание по развитию минерально-сырьевого комплекса.

Будущее все же есть

Как рассказала Ольга Гайкова, участники состоявшегося в рамках выставки "Сибнедропользование" круглого стола пришли к выводу, что Иркутская область, обладая уникальными запасами полезных ископаемых, все еще недостаточно полно использует свои возможности. Среди основных причин были названы слабо развитая инфраструктура добывающих предприятий, низкая производительность труда и невысокая рентабельность. Два последних фактора тесно связаны с тем, что в отрасль, опирающуюся на устаревшие технологии, в последние годы почти прекратился приток инвестиций, а базирующиеся в области компании практически не имеют доступа к кредитным ресурсам.

Ситуация осложняется тем, что инвестиции в добычу полезных ископаемых считаются рискованными: сложный рельеф, тяжелый климат, длительный срок окупаемости. Тем не менее, при соблюдении нескольких условий, у отрасли есть будущее: месторождения необходимо развивать комплексно, государство должно разработать и внедрить систему мониторинга состояния недр, региональным властям нужно совершенствовать законодательство - с тем, чтобы инвесторам создать режим наибольшего благоприятствования, а региону - гарантировать переработку большей части сырья на его территории. При этом необходимо внимательно следить за положением дел в соседних регионах, чтобы не получилось так, что из-за избытка того или иного вида сырья или продукции из него цены на рынках упадут ниже себестоимости.

По итогам круглого стола правительству Иркутской области рекомендовано разработать долгосрочную программу развития отрасли и выделить ряд проектов по освоению тех или иных месторождений в качестве приоритетных. Первым в списке оказалось, разумеется, месторождение золота Сухой Лог. (Чиновнику, который сумеет сдвинуть историю этого "Восточно-Сибирского клондайка" с мертвой точки, нужно будет отлить из первой тонны добытого золота памятник и установить его где-нибудь в Иркутске на видном месте). Однако может случиться так, что без принятия срочных мер Сухой Лог, Ковыкта и Непский свод окажутся последними разведанными месторождениями на территории области: профессия геолога не пользуется популярностью у молодежи, и скоро некому будет искать в горах очередную "подземную кладовую", некому будет выходить с гитарой на сцену фестиваля "Олхинские струны"...

Второе, впрочем, совершенно не важно - в отличие от первого. Для формирования и воспитания нового поколения бородатых романтиков в штормовках, способных с одной банкой тушенки в рюкзаке обойти половину саянских гор, правительству области рекомендовано создать рабочую группу по подготовке кадров для геологии, а Иркутскому научному центру Сибирского отделения Российской академии наук - возобновить практику проведения научных конференций по размещению производительных сил в Иркутской области.

У кого ключи от амбара?

Одной из самых сложных тем для правительства области остается взаимодействие с органами местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования. Хотя все без исключения районы области имеют на своей территории предприятия по добыче полезных ископаемых, муниципалитеты обладают крайне ограниченными полномочиями по выдаче лицензий и регулированию отношений в этой сфере.

Во всей схеме разработки полезного ископаемого - от обнаружения залежей до начала их разработки - муниципалитет участвует лишь однажды: он выдает заключение о целесообразности разработки конкретного месторождения. Ольга Гайкова назвала это заключение "определяющим", однако тут же предупредила, что в случае отказа муниципалитету придется очень серьезно и доказательно обосновывать свою позицию.

Продажа месторождения компании, которая будет заниматься его разработкой, происходит через сложную процедуру аукциона. Главным критерием, по которому определяется победитель, является, конечно же, сумма, которую покупатель готов предложить за участок с чем-то ценным в недрах. Организацией аукционов, определением размера стартовой цены, юридическим оформлением всей процедуры и выдачей лицензий занимаются несколько департаментов из состава областного правительства, и здесь роль муниципалитетов минимальна: они могут "подсказать" областным чиновникам, какая компания готова будет заниматься решением социальных проблем на приобретенной территории и вокруг нее.

По словам Ольги Гайковой, чиновники областного правительства подходят к рассмотрению списка претендентов на покупку очередного месторождения достаточно строго: компании нужно будет доказать не только свою платежеспособность, но и наличие у нее квалифицированных кадров, соответствующего оборудования, опыта работы и так далее.

Готовясь к выставке "Сибнедропользование", министерство природных ресурсов обратилось к муниципалитетам с просьбой изложить свои претензии к сложившейся системе выдачи лицензий компаниям, работающим в сфере добычи полезных ископаемых. Выяснилось, что самые большие претензии заключаются в том, что компании не желают сотрудничать в решении социальных вопросов, хотя подобный пункт является обязательным для всех выданных лицензий.

Вторая существенная проблема - нежелание компаний-недропользователей заключать договор аренды на разрабатываемый участок. Ольга Гайкова рекомендовала муниципалитетам во всех таких случаях обращаться в суд, который - если следовать букве закона - должен безоговорочно принять сторону местного самоуправления.

Тем не менее министр подчеркнула, что возврата к действовавшей несколькими годами ранее системе, при которой лицензии на многие виды полезных ископаемых выдавали районные власти, не будет: муниципалитеты зачастую пренебрегали процедурами определения победителей аукционов, которые установлены законами. К тому же сейчас в большинстве районов нет квалифицированных специалистов для подготовки конкурсной документации.

Вопреки всякой логике (кто знает свою землю лучше, чем мэр муниципального района?), действующие законы не дают муниципалитетам никаких полномочий по контролю за разработкой месторождений, но зато Служба по охране окружающей среды и озера Байкал готова протянуть им руку помощи и оказать всяческое содействие - в рамках собственной компетенции.

Ольга Гайкова призвала мэров активнее обращаться за помощью к этому ведомству, а депутатов Законодательного собрания просила принять участие в подготовке обучающего семинара для мэров и одного-двух подходящих по профилю работы муниципальных чиновников.

Рассол - штука тонкая

Особое внимание необходимо уделять разработке месторождений питьевой и минеральной воды. Первые позволят жителям области получать чистую воду из защищенных источников (что является прямым требованием федерального законодательства), а на основе источников минеральной воды можно развивать санатории и курорты.

Этой теме в ходе заседания Межведомственного совещания была посвящена значительная часть времени, однако чаще всего это напоминало не деловое мероприятие, а очередную "рекламную паузу" - так производители хвалили свою воду. Хорошо хоть чужую не ругали...

По информации начальника отдела недропользования министерства природных ресурсов Михаила Кожина, 20 процентов от общего числа заболеваний так или иначе связано с некачественной питьевой водой. На территории области разведано 24 месторождения подземных вод и выявлено более 200 пунктов, где можно обустроить места розлива минеральных вод. Производительность этих скважин оценивается в 20 млн кубометров, а запасы пресной воды господин Кожин оценил как неисчерпаемые.

Особенность иркутских месторождений в том, что практически на каждом можно получать воду как для питья, так и для наружного применения (рассолы), а разнообразие составов позволяет лечить многие виды заболеваний.

В области есть запасы родоновых, селеновых, сульфатных, углекислых и множество видов хлоридных вод. Некоторые месторождения являются уникальными и не встречаются больше нигде в России - в Тайшетском районе это сульфатно-хлоридные натриево-калиевые воды с примесями бора, в Казачинско-Ленском районе - с высоким содержанием органических веществ.

Сейчас розлив ведется на 13 месторождениях, в ассортименте преобладают лечебно-столовые, небольшую долю на рынке имеет пресная вода из подземных источников. Развитие этого рынка, по мнению сотрудников министерства, сдерживается из-за отсутствия в области культуры потребления воды, недостатка информации о ее качестве и недостатка информации у медицинских работников - о возможностях использования минеральных вод.

Считается, что местным производителям, тем более мелким и только начинающим свою деятельность, трудно пробиться к потребителю, однако, по информации службы потребительского рынка, в Иркутской области большую часть рынка заняли именно местные производители.

Арнольд Ларионов

© Байкальские Вести

ЭкономикаИркутск

1918

08.10.2009, 10:59

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=81373

bytes: 9084 / 9063

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Лица Сибири

Панченко Юлия

Каминский Вячеслав

Гармаев Денис

Берлина Людмила

Литвиненко Вадим

Агафонов Глеб

Зезуля Алексей

Ефимова Юлия

Немировский Олег

Терехов Геннадий