Игорь РУДИК.

© Babr24.com

ПолитикаИркутск

4900

03.04.2009, 15:11

Борис Немцов: "”Вечные мэры”, что вцепились в кресло зубами-когтями, тянут Россию в третьеразрядный мир"

Он был очень ярким персонажем ельцинской эпохи. И сочным - задолго до того, как Жириновский облил его соком. Даже то, что в передаче «Куклы» его «копия» была словно спьяну сделанная, оригинал не расстраивало. Он всегда верил в свою звезду. Вернее, в звёзды, поскольку, видит Бог, их было и есть несколько. Как и спутниц его свободной жизни.

Младореформатор возмужал, заматерел материально, но не остыл душой.

И вот решил сопредседатель оппозиционного движения «Солидарность» попробовать стать главой самого скандального российского города с названьем кратким Сочи…

На днях Сочинский горизбирком сенсационно единогласно зарегистрировал Бориса Немцова кандидатом в мэры.

А незадолго до этого на избирательном счету Бориса Немцова вдруг появились… 163 тысячи 250 рублей (сумма, эквивалентная пяти тысячам долларов). Перевод поступил от американской компании GBR Business Consulting Inc (Бруклин, Нью-Йорк) и был осуществлён через нью-йоркское отделение JPMorgan Chase Bank. Сам Немцов патетически восклицал: «JPMorgan подкинул мне 5 тысяч чекистских денег!». К стороннему ужасу алчных обывателей, деньги незамедлительно были отправлены назад. Если бы в штабе этого не сделали, то Немцов оказался бы вне выборов. Дело в том, что перевод в фонд кандидата средств от иностранных резидентов запрещен избирательным законодательством Краснодарского края.

Немцов прекрасно знает, что в Москве «было большое количество скептиков, которые даже заключали пари», причём на его регистрацию деньги принимали как 9:1. «Не смогли они ничего найти, но надо быть начеку, вся гнилая вертикаль будет продолжать провокации», – уверяет оппозиционер.

Борис Ефимович в избирательной гонке намерен бороться до конца. Главные лозунги его предстоящей кампании - «Вернём Сочи федеральный статус» и «Олимпиада по-человечески».

И пока что действительно всё по-человечески: буквально за полчаса до интервью «Конкуренту» какие-то человечки плеснули в будущего олимпийского мэра (?) раствором нашатырного спирта (!)

Игорь Рудик, главный редактор газеты «Конкурент».


- Борис Ефимович, в чём здравый смысл того, что вы решили выдвинуть свою кандидатуру на пост мэра славного города Сочи?

- Для меня было весьма неожиданным обращение в мой адрес достаточно большого количества сочинцев. Получил я его в конце февраля - с настоятельной просьбой участвовать в этих очень важных выборах. Причём под обращением подписались и экологи, и архитекторы, и журналисты, и активисты местного самоуправления. Эту инициативу поддержала, я бы так сказал, городская элита. Кстати, один из подписавшихся - главный редактор «Делового Сочи» - уже поплатился за содеянное своей должностью.

А вообще я был искренне изумлён такого рода обращением. Понятно, что поскольку в Сочи я родился и детство моё пошло в этом замечательном городе, то здесь я не чужой и пользуюсь уважением. Тем не менее, поначалу даже не думал участвовать в выборах. После этого мы стали изучать вопрос, и я понял, почему люди обратились именно ко мне.

- Почему же?

- Они устали от беспредела, который с недавних пор творится здесь повсюду. В городе за год поменялось ни много ни мало - четыре мэра! Губернатор Кубани Ткачёв постоянно старается своих наместников сюда посадить. И вообще Сочи пытаются превратить в некую кубанскую станицу. Хотя город в советское время был всесоюзной здравницей, а в российское время стал здравницей всероссийской. И у сочинцев есть поэтому особая ментальность – осознание себя южной столицей России. Естественно, что согласиться на различного рода унижения они не могут. Люди считают, что Немцов, став мэром, сможет обеспечить городу федеральный статус.

Изучив всё это, встретившись с активистами, я принял решение идти на выборы мэра города, которые пройдут 26 апреля. Меня поддержало движение «Солидарность». Так что это, поверьте, не моя инициатива. Это инициатива многих людей. И сейчас я уже ввязался в борьбу, чтобы идти до конца.

- Каким вам представляется этот конец?

- У меня есть все шансы победить на предстоящих выборах. То, что сейчас вытворяет власть, просто какой-то ужас. Вот только что вернулся я с пресс-конференции по поводу моего открытого письма насчёт Олимпиады. Перед самым началом пресс-конференции подло, из-за угла напали на меня подонки-«нашисты» и облили нашатырным спиртом. Вроде бы ничего страшного, но спирт попал в глаза. Слава Богу, что вода была рядом, я успел быстро их промыть. Ну, негодяи, что вы от них хотите? Конечно, тут пилятся огромные деньги, сталкиваются соответствующие интересы - и федеральные, и региональные. Разумеется, не входило в планы коррумпированной власти, что на выборах может появиться кандидат от оппозиции. Они сейчас находятся в настоящей панике. Вся вертикаль наложила в штаны, и все они готовы к любым гадостям, к любым подлостям, к любым козням – лишь бы только защитить свою власть и обезопасить свои деньги.

- Вы упомянули про открытое письмо. Не по каждому ведь собирают пресс-конференции…

- Пресс-конференция была посвящена моему открытому письму президенту Медведеву по поводу Олимпиады в Сочи. Думаю, будет уместно, если отрывки из него я приведу вам дословно (зачитывает. – И.Р.):

«Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Вынужден обратиться к Вам по многочисленным просьбам жителей Сочи, попросивших меня представлять их на предстоящих выборах мэра города».

«Сочи физически не готов к огромной строительной, экологической, транспортной и миграционной нагрузке, которую ему предстоит выдержать в результате чрезмерно интенсивного строительства олимпийской инфраструктуры. Рост нагрузки на город, ожидаемой в связи с Олимпиадой, многократно превышает возможности инженерных коммуникаций, систем электроснабжения, транспортных магистралей Сочи. При этом модернизация городского хозяйства явно не соответствует масштабам олимпийского строительства».

«Огромные средства на сооружение олимпийской инфраструктуры будут потрачены впустую: у сочинцев вызывает озабоченность тот факт, что сооружаемые олимпийские объекты будут сосредоточены в регионе, где невозможно их дальнейшее эффективное использование».

«Создаваемые здесь 200 тысяч новых стадионных мест не будут востребованы, в то время как их дальнейшее содержание обойдётся в десятки миллионов долларов ежегодно».

«Лучшие пляжи в Сочи отданы под два грузовых порта в районе Имеретинской бухты, строительство этих портов нанесёт серьёзный, невосполнимый ущерб рекреационному потенциалу этих территорий, акватории Черного моря. Адвокаты строительства портов признают, что после 2014 года они будут невостребованы, и намереваются на их месте возвести яхт-клубы. Где они найдут такое количество олигархов, которые захотят поставить там свои яхты? Это ли не пример преступной бесхозяйственности и безответственности?»

«Анализ происходящего в Сочи свидетельствует, что, с одной стороны, идея проведения зимней Олимпиады в приморском городе с субтропическим климатом, окружённом горами, где инфраструктура практически не модернизировалась с советских времен, выглядит все менее адекватной, а с другой – строительство олимпийских объектов имеет все шансы затянуться, сорвав проведение Олимпиады».

«В связи с вышеизложенным предлагаю Вам рассмотреть вариант обращения в Международный Олимпийский комитет с предложениями об изменении плана проведения зимней Олимпиады-2014 в Сочи, предусматривая децентрализацию Игр и разнесение их по тем городам, где уже имеются готовые спортсооружения, а инфраструктура позволяет принять гостей».

«Отдавая себе отчёт в том, что децентрализация проведения Игр – сложное решение, полагаю, что МОК мог бы пойти навстречу России, в особенности учитывая то, что в июле 2007 года, когда принималось решение о выборе Сочи в качестве места проведения зимней Олимпиады-2014, никто не мог и подумать, как тяжело ударит по России экономический кризис. Кризис заставил взглянуть по-новому на многое в мире; это – объективная причина для того, чтобы разрешить России децентрализовать Олимпиаду».

«Поворот рек кажется невинной шалостью по сравнению с зимней Олимпиадой в субтропиках. Борис Немцов».

- Письмо сильное. Остаётся надеяться, что дойдёт оно до адресата в обоих смыслах слова. Однако продолжим… Уже зафиксировано два десятка кандидатов на пост мэра Сочи. Кого бы вы отметили как наиболее серьёзного вашего конкурента?

- Реальных кандидатов двое: это власть и я.

- Фамилию власти можете назвать?

- Не имеет значения фамилия, потому что это будет просто какой-то назначенный Кремлём или губернатором Ткачёвым человек. Возможно, им станет Пахомов, нынешний исполняющий обязанности мэра, который прислан в Сочи недавно, работает исполняющим обязанности с января, а до этого был мэром Анапы. Понимаете, сочинцев очень обижает, что сюда засылают людей, не имеющих никакого отношения к городу. Они всё-таки хотят, чтобы их городом управляли либо местные жители, либо имеющие отношение к Сочи. Это, кстати, одна из причин, почему выдвинули меня.

- Как можно прокомментировать то, что в мэрских списках значатся такие клубничные персоны, как Волочкова, Плющенко и иже с ними?

- На самом деле власть пытается дискредитировать идею выборов. И не прочь устроить вот такую клоунаду с выдвижением Лугового, Волочковой, там… я не знаю, кого ещё. (На момент разговора Андрей Луговой ещё не снял свою кандидатуру с выборов. – Прим. И.Р.). Мы намерения власти понимаем. Но я должен сказать, что проблемы, которые стоят перед сочинцами, огромны. Это и трудности с расселением, и с заповедными территориями, которые должны быть застроены олимпийскими объектами, и серьёзные экологические головоломки, и транспортные – здесь ведь форменный транспортный коллапс, и проблемы строительных площадок – настоящий градостроительный бандитизм, когда идёт хаотическая застройка, вырубаются реликтовые деревья и так далее. Здесь проблем просто немерено. Поэтому-то в дебатах с Волочковой участвовать я не буду – пусть с ней Ксюша Собчак дебатирует. В дебатах с Луговым участвовать тоже не стал бы. Он находится в международном розыске, и это было бы позорищем для страны, если такой одиозный человек стал бы, не дай Бог, мэром города. Очевидно, что тогда был бы объявлен бойкот всей Олимпиаде.

Один из серьёзных кандидатов, с кем мне можно участвовать в дебатах, это, бесспорно, Александр Лебедев. Поскольку он парень серьёзный, с федеральной внешностью, с ним уместно обсуждать самые актуальные проблемы. И с властью тоже я намерен говорить. Все остальные – это просто такая клоунада, в которую они меня хотят втянуть, чтобы дискредитировать выборы.

- Предварительные рейтинги у вас очень высоки, называют данные вплоть до 70 процентов.

- Могу вам заявить вполне ответственно: если бы выборы состоялись сегодня или завтра, я стал бы мэром Сочи.

Социология для власти просто убийственная – Олимпиаду поддерживают чуть более 40% сочинцев. Хотя в среднем в России - 75%. Для огромного количества жителей города Олимпиада стала личной катастрофой: людей выгоняют из домов, закрывают кладбища, где похоронены их предки. Лишают работы, уже закрыто два совхоза, где трудились сотни людей.

- Говорят, что вы готовы идти в народ вплоть до шашлычных, чебуречных и прачечных.

- Я не просто «готов идти», я только этим и занимаюсь! Вот сейчас мы с вами закончим говорить, и у меня состоится встреча с сочинской чеченской общиной. Она будет проходить в одном из кафе, в котором, кстати, готовят замечательный кавказский шашлык. Потом я отправлюсь в торговые галереи, которые в центре города находятся. Там всегда много людей, можно спокойно с ними разговаривать. Дело в том, что здесь абсолютно заблокированы все средства массовой информации, просто невозможно организовать официальную встречу, поэтому тактика моя совершенно другая – это встречи на улицах, встречи в кафе, на рынках, в супермаркетах. То есть, там, где власти не могут ничего поделать и не в состоянии помешать мне общаться с народом.

- Когда вы только-только узнали, что Россия победила в конкурсе за право проведения Олимпиады-2014, ваша реакция наверняка была не той, что сейчас…

- У меня реакция и тогда, и сейчас была одинаковая. Я горжусь тем, что Россия вновь стала олимпийской хозяйкой. Горжусь, что мой родной город будет принимать Олимпиаду. Но я хочу, чтобы при этом Олимпиада была сделана по-человечески. Без криминала, маразма и идиотизма. И без разрушения города. То есть, я за Олимпиаду с человеческим лицом. Вот и всё. А то, что я увидел здесь, просто шок: 1 (один) километр дороги Адлер – Красная Поляна собираются построить за 140. 000. 000 (сто сорок миллионов) долларов! Цена всей дороги получается просто неземная - 242 миллиарда рублей. Конечно, эти «строители счастья» будут костьми ложиться, чтобы те, кто борются за сохранение государственных средств, мэром не стали. Немцов мешает им воровать деньги и творить беспредел.

А как вам тот факт, что без всякой геологической экспертизы вознамерились здесь возводить ледовые сооружения? Теперь-то я понимаю, что будет здесь после 2014 года, когда ледовые дворцы - хоккейные площадки, центры для фигурного катания, конькобежные арены - превратятся в пыльные позорные вещевые и продовольственные рынки. И у меня, конечно, как у патриота страны и Сочи, возник очевидный протест. Я считаю, что сейчас главное – не опозориться. А следовательно - провести Олимпийские игры по-человечески. У нас есть на эту тему вполне конкретный план.

- План необходимо озвучить.

- Всё просто: Сочи оставить столицей Олимпиады. Но провести в Сочи только открытие-закрытие, горнолыжные соревнования, провести здесь же прыжки с трамплина, бобслей, скелетон, шорт-трек, может, ещё какие-то соревнования, а всё остальное - хоккей, фигурное катание, лыжи, биатлон – перенести в другие города. Это разрешено олимпийской хартией, есть специальная 35-я статья хартии, всё это вполне законно можно сделать. Во-первых, мы сэкономим деньги. Во-вторых, будем продвигать зимний спорт. В Сочи зимний спорт сейчас совершенно не развит, тут никогда не было даже хоккейной команды. К примеру, футбольная есть, «Жемчужина» называется. А хоккея здесь никогда не видели, фигуристов тоже никаких и никогда, биатлонистов – ни единого экземпляра. Поэтому очевидно, что в субтропиках понастроить ледовых дворцов может только маразматик. И, конечно, мы против этого. Но за то, чтобы была децентрализованная Олимпиада. Кстати, примеры децентрализации Олимпийских игр имеются. Вот будет Олимпиада в Ванкувере в 2010 году, так она не только в Ванкувере пройдёт, но и в Уистлере. Это город, который находится на определённом удалении от Ванкувера. Ну, пусть и небольшое расстояние там: 130-140 километров, но всё равно это будет не один олимпийский город. Так что мы хотим всё сделать по-человечески, нормально, продуманно, рационально, а не так, чтобы кто-то набил карманы, при этом опозорил страну, а после этого всё превратилось бы в какой-то немыслимо дорогой пыльный склад.

- По-вашему, какие города могли бы выступить на Олимпиаде в связке с Сочи?

- Если честно, поскольку ещё и запаздывают сроки строительства, а они уже на целый год запаздывают… Так вот, если реально рассуждать, по честному, без обид, то я считаю, что эти два города уже известны. Это Сочи и Москва. В Москве можно провести хоккей, в Москве можно провести фигурное катание, в Москве можно построить (там их нет пока) биатлонные и лыжные трассы – всё это там легко сделать. Я убеждён, что, если Лужкову дадут такое задание, то он из кожи вон вылезет, но всё сделает как надо. И это довольно естественно, потому что Москва уже была олимпийской столицей в 1980 году. В Москве огромное количество любых сооружений уже есть. Москва - это всё-таки зимний город. Однако я не думаю, что даже на Москве стоит зацикливать свой выбор. В России много и других городов с развитой спортивной инфраструктурой - и Ярославль, и тот же Петербург, который уже выдвигался как кандидат на проведение зимней Олимпиады 1996 года.

В целом же мы считаем, что выбор города – это задача экспертов и правительства. Просто для размышления мы предлагаем разные варианты, а там уж пусть сами решают. Лично я считаю, что с точки зрения экономии, с точки зрения изменения олимпийской заявки, с точки зрения прохождения этой заявки через исполком МОК, наиболее реалистичный вариант - это два города: Сочи и Москва.

- Чисто русский вопрос: хотя бы теоретически можно проконтролировать выделяемые под Олимпиаду гигантские деньги?

- Я вам пример приведу. Они в бюджет Олимпиады заложили тринадцать миллиардов долларов! Средний бюджет Олимпиады в Ванкувере – два миллиарда долларов. Туринская Олимпиада – два миллиарда долларов. Солт-Лейк-Сити, США – два миллиарда долларов. Лиллехаммер, Норвегия – два миллиарда долларов. А они более чем в шесть раз больше заложили!

В условиях кризиса и дефицита бюджета в три триллиона рублей такое разбазаривание средств выглядит вредительством.

Однако контроль возможен. Если бы у нас в стране не было цензуры, если развернулась бы открытая дискуссия, если бы в попечительском совете «Олимпстроя» сидели представители и власти, и оппозиции... Но поскольку ничего этого нет, поскольку всё закрыто, всё засекречено, я могу вам сказать конкретно: своруют практически всё.

- Одна из ужасных проблем – глобальное переселение местного люда из зоны «олимпийского» строительства…

- Это Имеретинская низменность. Речь идёт о переселении более чем двух тысяч человек. Я встречался с жителями Имеретинки. Несчастные люди, для них Олимпиада превратилась в настоящую жизненную трагедию. Они больше ста лет жили на этой территории – и вот неожиданная развязка. Там, кстати, хотят уничтожить старообрядческое кладбище и на его месте построить центральный ледовый дворец, что тоже кощунственно. Но дело не в этом. Дело в том, что они людей выселяют, обещая им золотые горы. Выселяют пока в какие-то пансионаты и дома отдыха. Когда они реально получат жильё, никто не знает. И получат ли они его вообще – тоже никто не знает. Дело в том, что всё-таки время кризиса, огромный дефицит бюджета, и мне кажется, что сейчас для них главное – выселить. А потом про этих людей забудут. Просто забудут – и всё. Это первое. Второе – та местность, на которой должны быть возведены главные сооружения Олимпиады, находится в пойме двух рек. Одна река называется Мзымта, вторая река - Псоу, близ границы с Абхазией. В Имеретинской низменности ещё Сталин хотел построить аэропорт. Дело в том, что там действительно очень длинная равнинная площадка, 7 километров могла бы быть взлётно-посадочная полоса. Потом Сталин отказался, всё-таки пойменно-болотистые земли. Так вот, серьёзные геологические исследования сейчас там вообще никто не проводил. Никто! И это абсолютная авантюра – строить там огромные сооружения, дворцы с мощными фундаментами и инфраструктурной нагрузкой. Вот с начальником «Олимпстроя» по фамилии Колодяжный была беседа – это бывший мэр города Сочи – и он поведал, что летал на вертолёте над этой землей, и там «всё в порядке». Вот вам свидетельство «высокого уровня» и «профессионализма» этого человека. Вообще тут полный беспредел творится. И то, что мы поднимаем данные вопросы, встречаемся с жителями, ищем варианты - всё это рано или поздно им поможет. Мы это дело так не оставим.

И наши недоброжелатели это прекрасно понимают. Такой истерики, такого желания дискредитировать меня, которое они демонстрируют, честно говоря, я не ожидал. Я долго думал - о чём истерика-то? Теперь я понял: я им мешаю. И не как известный политик. Я им мешаю воровать. Я им мешаю нагло и беспардонно выселять народ из Имеретинской низменности. Я им мешаю осуществить авантюру со строительством дворцов на болотах и мешаю построить вымощенную из золота дорогу.

- Если вы всё-таки станете мэром, наверняка это осложнит вашу личную жизнь. Вы действительно готовы идти до конца? Нашатырный спирт – это ведь только цветочки…

- А вы хотите, чтобы меня серной кислотой облили, да?

- Желаю вам избежать подобного.

- Спасибо вам большое. Да, я буду идти до конца. Вот это я могу сказать твёрдо. И ровно из-за того, что я намерен бороться до конца, у них и закипает бессильная злоба.

- Несколько слов про кризис… Вырулит ли Россия из финансовой канавы с наименьшими потерями, как нам уже не раз обещали?

- Вы знаете, я вам скажу так: Россия и не из такого выбиралась. Думаю, выберется и на этот раз. Проблема в том, какой ценой она выберется. В принципе, хотя кризис рождён в Америке, но в Америке народ и сейчас живёт лучше, чем у нас. Даже Медведев признаёт, что у нас слишком много безработных, стремительно растёт инфляция, скачут цены на продукты, на «коммуналку» и так далее. У нас власть вместо того, чтобы народу помогать, помогает олигархам, особенно небезызвестному у вас в Сибири одному металлургическому магнату. Причём, я вам больше скажу. То, что ему дали на расходы четыре с половиной миллиардов долларов, это ещё не всё, что ему дали. В Сочи ведь он подрядился строить аэропорт и ряд олимпийских сооружений: гостиницу, биатлонную трассу и так далее. Но поскольку он – банкрот, вы думаете, что у него отобрали эти строительные подряды? Ничего подобного! Ему опять государственные банки дали девять миллиардов рублей. Нормально?

- По-нашему...

- Такое ощущение, что у нас всё государство работает на то, чтобы спасти от банкротства этого господина. Просто вот конкретно - только на это и работает. А народ тем временем получает пособие по безработице - аж 4900 рублей. Думаю, что ни в Иркутске, ни в Сочи на эти деньги прожить невозможно. Ну, а упомянутому олигарху дали денег столько, что на них можно было бы Москве купить миллион квадратных метров жилья для военных, для учителей, для врачей. Миллион квадратов – в Москве! А в Иркутске – два с половиной миллиона. Два с половиной миллиона квадратных метров жилья на деньги, которые дали одному человеку, можно было бы жилья построить! Так нет же… Это как расценить? У нас власть олигархическая или народная?

- Народ ещё интересует, знаете ли вы нечто существенное про девальвацию рубля? Случится или нет его глобальное обрушение?

- Подождите, но ведь рубль уже девальвирован. Летом доллар стоил двадцать три, сейчас - тридцать три с копейками. Но мне кажется, что по-настоящему масштабной девальвации рубля всё же не произойдёт. И доллар будет болтаться где-то между 30-36 рублями. Но Россия – нефтяная страна, и цены в России привязаны именно к цене нефти. В том числе и цена рубля. Если нефть дорогая, то и рубль дорожает. Сейчас нефть – 50 с лишним долларов, вот и рубль тоже стал дорожать. Если нефть дешёвая, то и рубль дешёвый. Мы, к сожалению, сырьевая страна, причём за годы правления нынешней власти ещё больше стали сырьевым придатком. Вот уже 65 процентов нашего экспорта – это нефть и газ. Поэтому мы, к сожалению, давно уже похожи на банановую республику, где всё зависит от одной цифры - цены на нефть. И курс рубля тоже от этого зависит. Тем не менее, сейчас, мне кажется, доллар будет слабеть, поскольку американцы имеют колоссальный внешний и внутренний долг. Им надо с этим долгом что-то делать. Кроме как тиражировать свой милый сердцу доллар, они ничего не могут. Думаю, доллар будет слабеть. И поэтому если вам интересна моя рекомендация, то скажу, что можно держать деньги в рублях, в золоте, в евро и ещё, может быть, в швейцарских франках.

- Сугубо внутриполитический вопрос: как вы относитесь к отмене губернаторских выборов в России?

- Послушайте, ну как я к этому могу относиться? Это – грубейшее нарушение Конституции. Попрание прав граждан избирать свою власть и переизбирать её. Очень важно также отметить, что это решение ухудшило положение народа. Потому что назначенный губернатор, даже если это неплохой губернатор, как тот же Игорь Есиповский, отныне не может всерьёз отстаивать интересы иркутян, потому что он – чиновник. Одно дело, когда вы за него голосовали, он может прийти к Кудрину, хлопнуть по столу и сказать: «Знаете что, Алексей Леонидович, я от вас не уйду, пока вы не решите мои вопросы – насчёт Байкала и так далее». Другое дело, когда приходит чиновник, который, если очень уж сильно будет ругаться с ним, то его попросту с работы снимут. Поэтому назначение губернаторов ведёт к обнищанию России. Собственно, это и произошло. В девяностые годы бюджет России делился пятьдесят на пятьдесят: 50 процентов в регионах оставалось, 50 – в центр. Сейчас бюджет перераспределяется иначе: 65 на 35 в пользу центра. То есть Сибирь, которая пашет, которая добывает сырьё, которая работает в сложнейших условиях, по сути, зарабатывает и живёт намного хуже, чем Москва. Во много раз хуже. И отмена губернаторских выборов только усугубила такое положение.

– Другая крайность – вечное «сидение» мэров. Многие вообще не прочь пожизненно оставаться в полюбившемся кресле. К примеру, мэр Иркутска Владимир Якубовский работает уже третий срок и на выборах в следующем году, вероятно, пойдёт на четвёртый…

– Моя позиция твёрдая: я считаю, что властные коридоры обязательно надо проветривать. Потому что человек, сидящий во власти долго, обязательно обрастает коррупционными связями. Он перестаёт реагировать на нужды простых людей, он не имеет такого правила и вообще утрачивает интерес к работе. Потому что власть всё-таки развращает. Если сидеть долго, то точно развратит человека окончательно. Поэтому моя позиция такая: два срока – до свидания. Два срока поработал мэром, сделал своё дело – спасибо, до свидания. Никакие объяснения насчёт «целесообразности» остаться на очередной срок по отношению к мэрам не должны приниматься во внимание ни в Новосибирске, ни в Иркутске, ни где бы то ни было ещё. А когда иные чудо-мэры сидят на месте по двадцать лет, это гарантированный регресс. И кому, скажите, это надо? Нужно ведь и других людей поддерживать, чтобы был какой-то рост, обновление кадров. А этот дикий застой, когда люди вцепились в своё кресло зубами-когтями – и никого близко не подпускают, тянет Россию в третьеразрядный мир.

- Фальсификации на недавних выборах в Мурманске, в Туле – подтасовки, исчезающие галочки, волшебные ручки и прочие лукавые дела вас удивили?

- На этот счёт у меня очень простой комментарий. Вся история современной России – это история фальсификаций на выборах. Ничего нового ни в Мурманске, ни в Туле я не услышал. Более изощрённые методы – да, когда, знаете ли, чернила, которыми галки ставишь, войдя в кабину, вдруг вскорости исчезают. Это действительно ноу-хау. Досрочное голосование, когда десятки тысяч людей голосуют, а потом за них всё считают, тоже беспредел. Всё это гримасы авторитарной, лживой, коррумпированной системы. И, собственно говоря, эти гримасы по всей стране расползаются ужасными метастазами.

- Допустим, вы победите на выборах мэра Сочи, но подтасовки и прочие формы фальсификации результатов не позволят вам занять пост…

- Безусловно, это очень важный вопрос. Мы готовимся к подобному сценарию. И как раз сейчас формируем группы наших сторонников, волонтёров, которые станут на выборах наблюдателями. Буквально за две недели до выборов проведём очень серьёзный их тренинг. Мы знаем, что власти готовятся к массированным фальсификациям. Но мы ведь тоже не пальцем деланные! И нашу родину знаем очень хорошо.

- Хорошо вы знаете и родственную всем нам Украину. Вы ведь даже советником президента Ющенко успели там поработать. А теперь вот в Незалежной ситуация похлеще нашей…

- На Украине глубокий экономический и политический кризис. Путь к демократии оказался очень тернистым, скандальным и сложным. На Украине немыслимый спад производства, особенно в угольной промышленности и металлургии. Это наблюдается, в общем-то, во всём мире, но украинская экономика особенно зависима от данных отраслей. И всё это наслаивается на президентские выборы. Тимошенко, конечно, яркий и харизматичный политик, талантливый, амбициозный. Но она не может работать премьером в антикризисных условиях, потому что она – популистка. Сейчас же нужны, я бы сказал, чисто профессиональные действия, а не популистские. Тем не менее, Тимошенко очень хочет стать президентом. Но народ от всех от них смертельно устал – и от Ющенко, и от Тимошенко, и от Януковича. И честно говоря, есть у меня ощущение, что там вскоре может какая-то новая фигура возникнуть и возглавить Украину.

Ещё одна очень большая проблема Украины – конституционный кризис. Они там приняли Конституцию, по которой ни у президента нет достаточной власти, ни у парламента, ни у правительства. В итоге они выясняют отношения с утра до вечера. А нужно спасать страну от краха и развала.

- Раньше вас можно было регулярно наблюдать выступающим по телевидению. В последнее время что-то не видно Немцова на экранах. Не являетесь ли вы там своеобразной персоной нон-грата?

- Так я же в стоп-листе нахожусь. Есть у нас в России такие позорные стоп-листы. Они утверждаются руководством страны. В этом стоп-листе – бывший премьер-министр Касьянов, бывший советник Путина Илларионов, депутат Госдумы Рыжков, чемпион мира по шахматам Каспаров, я… И вообще очень много народу.

- До недавнего времени был там и Рогозин…

- Рогозин поклялся в верности режиму и благодарно работает теперь при НАТО. Так вот, всем состоящим в данном позорном стоп-листе запрещено обсуждать на телевидении важнейшие для страны проблемы – коррупцию, финансовые проблемы, экономический кризис… Это, кстати, является грубейшим нарушением Конституции. Поскольку, согласно Основному Закону, цензура у нас в стране запрещена. Тем не менее, они трусливы и широко пользуются цензурой, чтобы заткнуть рот и прогрессивным политикам, и народу.

- Что-нибудь порадовало вас в последнее время?

- Порадовала поддержка народа в Сочи. Очень сильно порадовала. Причём и опросы, и встречи показывают, что поддержка эта весьма серьёзная. И у нас есть все шансы победить на выборах 26 апреля.

- Книга, которую вы недавно держали в руках…

- Последний раз это была книга моих детей, Дины и Антона Немцовых, и их мамы Кати Одинцовой – «Готовим вкусно и дома». Это замечательное кулинарное издание, которое они только что выпустили. А презентация пройдёт буквально завтра.

Сочи – Иркутск.

«Респектабельная газета «The Конкурент» в Иркутске

Игорь РУДИК.

© Babr24.com

ПолитикаИркутск

4900

03.04.2009, 15:11

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=76560

bytes: 30243 / 29951

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Игорь РУДИК..

Другие статьи в рубрике "Политика" (Иркутск)

Депутатский контроль. Максим Девочкин: все еще голодный и безрассудный?

Именно такой девиз: «оставаться голодным и безрассудным» еще несколько лет назад активно пропагандировал ныне степенный депутат Законодательного собрания региона Максим Девочкин. Строитель, девелопер и отельер в сентябре 2019 перешел в ранг «народных избранников», став депутатом городской думы.

Глеб Севостьянов

ПолитикаНедвижимостьИркутск

4938

02.05.2024

Усть-Илимск: аннушкина масла в огонь

В Усть-Илимске, где, по первоначальным признакам, должны были плавно протащить в мэрское кресло первого заместителя Анны Щекиной Эдуарда Симонова, все-таки разгорается пламя противостояния.

Георгий Булычев

ПолитикаОбществоСкандалыИркутск

10753

29.04.2024

Телеграм Иркутска за неделю: отчет Болотова, «переобувание» Сендзяка и муниципальный развал Иркутского района

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов с 22 по 28 апреля включительно.

Сергей Кузнецов

ПолитикаИркутск

7559

29.04.2024

Анатолий Табинаев. Такая скотина нужна. Самому!

Мэр Баяндаевского района Анатолий Табинаев, впервые возглавивший означенную территорию в 1996-м, собрался осенью 2024-го встретить одновременно свое 72-летие и свой шестой срок на посту главы этого муниципалитета.

Георгий Булычев

ПолитикаСкандалыИркутск

8341

28.04.2024

Ньютон и муниципальная реформа, или Противодействие по-нижнеудински

Все увереннее по региону шагает муниципальная реформа. Два уже официально преобразованных муниципалитета – Чунский и Усть-Илимский муниципальный округа – задают новый тренд политической действительности.

Глеб Севостьянов

ПолитикаИркутск

8587

27.04.2024

Все лучшее застройщикам, а детям – что осталось, или Иркутские реалии при мэре Болотове

«Иркутск – город столичный» – гордо заявляет действующая администрация Иркутска, формируя медийные потоки о светлом будущем областного центра. Но раз за разом за красочными обещаниями обнаруживаются вопиющая халатность и некомпетентность команды «градоправителей».

Глеб Севостьянов

ПолитикаСкандалыНедвижимостьИркутск

12788

24.04.2024

Ушел в утиль: судьба восьмого округа думы города Иркутска

Нешуточная интрига разворачивается на предвыборном поле в поселке авиастроителей. Сразу три кандидата от иркутского авиационного завода (ПАО «Яковлев», входящий в структуру госкорпорации «Ростех») заявили о своем участии в праймериз «Единой России» на выборах депутатов иркутской думы.

Глеб Севостьянов

ПолитикаИркутск

11481

23.04.2024

Телеграм Иркутска за неделю: превратности Фемиды в иркутской политике

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов с 15 по 21 апреля включительно. Прошедшая неделя стала своего рода лидером по количеству громких судебных и оперативных мер в ряде муниципальных образований региона.

Сергей Кузнецов

ПолитикаИркутск

12387

22.04.2024

Газификация Шредингера: придет ли в дома Иркутской области газ?

К теме газификации Иркутской области приложил руку уже не один десяток политиков, бизнесменов и общественников.

Сергей Кузнецов

ПолитикаЖКХИркутск

10831

21.04.2024

На старт, внимание: выборы в думу Иркутска, продакшн Единой России

Предельное внимание при обсуждении предстоящих выборов в думу города Иркутска уделено предварительному голосованию «Единой России». Традиционно: люди, которых партия определяет на праймеризе, с вероятностью 80% становятся будущими депутатами. За незначительными и весьма редкими исключениями.

Глеб Севостьянов

ПолитикаИркутск

12435

19.04.2024

Мэр Серебренников застрял в испорченной борозде

Партия «Единая Россия» в вопросе кандидата в мэры Братска впала если не маразм, то в противоречие. С одной стороны, четырежды почетный Сергей Серебренников упорно, как лосось на нерест, продвигается к своему пятому сроку. Под руки его почтенно поддерживают не менее почтенные однопартийцы...

Георгий Булычев

ПолитикаИркутск

19505

19.04.2024

Предчувствие, что пошлет. Сессия Заксобрания Прибайкалья: онлайн Бабра

Десятая сессия Законодательного собрания Иркутской области будет из двух дней: первый, 17 апреля, обычный, во второй, 18 апреля, к депутатам обратится с ежегодным посланием губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.

Георгий Булычев

ПолитикаОбществоИркутск

23348

17.04.2024

Лица Сибири

Киреев Владимир

Перевозников Сергей

Рыжкин Денис

Юрасова Татьяна

Миль Михаил

Куглянт Ольга

Парцей Петр

Зюганов Геннадий

Обухов Александр

Глушков Александр