Победил бойкот: Иркутская область не захотела голосовать за обнуление Путина

Конституционное голосование прошло в Иркутской области без ажиотажа. Регион вошел в число регионов с самой низкой явкой по стране.

Итоговая явка в области — 44,1% (или 824 тысячи человек). По этому показателю Иркутская область заняла одно из первых мест в стране... с конца.

Ничего удивительного: в Иркутской области отсутствуют рычаги (и традиция) по-настоящему массовой мобилизации электората. На выборах президента 2018 года Прибайкалье и вовсе оказалось на последнем месте в стране по явке, однако даже тогда на участки пришли 55,7% избирателей (1 045 тысяч человек), что намного выше нынешних цифр.

Голосование за поправки шло неделю, в максимально облегченном (для избирателя) режиме. Проголосовать можно было буквально везде: дома, на улице, в парке, во дворе. Мы сейчас оставим за скобками вопрос законности подобного «плебисцита», однако сделаем осторожное предположение, что если бы голосование шло один день — как это и происходит на всех нормальных выборах, включая президентские, — итоговая явка вряд ли перевалила бы за 35%.

Констатируем: в Иркутской области победил бойкот. Не кампания бойкота, организованная оппозицией, но куда более широкое общественное настроение, которое можно описать фразой: «Не хочу в этом участвовать». Из 1 866 тысяч зарегистрированных в области избирателей больше миллиона человек (!) не пришли на участки, а это, на минуточку, 56% от всего электорального пирога.

Далее можно было бы удариться в пространные рассуждения о том, что принятие изменений Конституции — то есть основного закона страны — нельзя считать легитимным при столь низкой явке, однако в нашем случае подобные реляции лишены смысла. Напомним главное: это были не выборы и не референдум, но «плебисцит» — соцопрос с внеправовой процедурой и внеправовыми итогами. В реальности поправки в Конституцию давно приняты Федеральным Собранием и вообще не требуют какого бы то ни было дополнительного подтверждения.

Поэтому отнесемся к произошедшему с пониманием, как к некоему очень широкому социологическому замеру о доверии курсу, проводимому Владимиром Путиным. Иркутская область в этом смысле хороший пример для исследования, ведь здесь не было массовых фальсификаций и откровенной рисовки результатов. Да, точеные вбросы исключать нельзя (особенно на этапе предварительного голосования 25-30 июня), и все же Прибайкалье как никакой другой регион подходит под определение «честный подсчет».

Известно, что Администрация президента требовала от регионов явку на уровне 60%+ и одобрение поправок на уровне 70%+. В Иркутской области нет ни того, ни другого. Про явку мы уже сказали, она одна из самых низких в стране и заметно уступает президентским выборам минувших лет. C голосами «за» тоже не все ладно — 64,28% (или 529 тысяч человек). Много это или мало? Скажем так — хуже проголосовали только четыре региона: Якутия, Хабаровск, Магадан и Камчатка. Характерно, кстати, что вся нижняя десятка по голосам «за» (куда также входят Томск, Горный Алтай, Новосибирск, Хакасия и Курган) относятся к Сибири или Дальнему Востоку.

Кроме того, некоторые иркутские Телеграмм-каналы справедливо напоминают, что на выборах 2018 года президент Путин получил в Иркутской области 73% (или 763 тысячи голосов), а на выборах 2012 года — 55% (или 594 тысячи голосов). То есть в абсолютных цифрах за путинское обнуление жители области голосовали куда менее охотно, чем за самого Гаранта.

Еще из интересного: многие территории показали поддержку поправок ниже среднего. По Иркутску это 60% на 40% в пользу поправок, по Ангарску — 61 на 37, по Бодайбо — 57 на 41, по Шелехову — 58 на 40, по Осинскому району — 54 на 45.

Отдельно стоит отметить Ольхонский район, где позиция «против» уверенно победила: 54% против поправок, за — только 44%. Очень наглядная оценка населением действий власти в отношении Байкала и прибрежных поселений.

В столичной агломерации при, в целом, низкой явке и не слишком впечатляющих итоговых показателях, есть несколько участков, где позиция «против» набрала больше 45% и даже победила. В Иркутске голосов «против» больше на семи УИКа, в Ангарске — на трех.

Общий итог «плебисцита» таков: по явке и голосам «за» Прибайкалье на одном из последних мест в стране. Отмобилизовать электорат не удалось, пассивный бойкот победил. Тревожные тенденции — как для власти, так и для оппозиции.

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=202345

Bytes: 4510 / 4372

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- Джем
- ВКонтакте
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
irkbabr24@gmail.com

Автор текста: Леонид Федоров, редактор журналистских расследований.

На сайте опубликовано 419 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Политика" (Иркутск)

Блогнот. Борьба с конструктивом и внутренние «чистки» в Иркутском округе

Мэрия и Дума Иркутского новоиспечённого округа на пороге кризиса. Почему старая новая власть не контролирует повестку? Давно не высказывался по поводу «бурлящего» Иркутского района.

Глеб Севостьянов

ПолитикаИркутск

5847

10.12.2025

Бабр-Чарт: политики Красноярского края. Осень 2025

Представляем вашему вниманию анализ деятельности политиков Красноярского края за осень 2025 года. Бабр выделил среди них лидеров и антилидеров. В этот раз в чарт попали: Сергей Верещагин, Сергей Шахматов, Сергей Ерёмин, Сергей Пономаренко и другие.

Валерий Лужный

ПолитикаРасследованияМир

3774

10.12.2025

Телеграм Иркутска за неделю: провалы Фролова и Лобанова

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов с 1 по 8 декабря включительно. Волнения продолжаются Не утихают противостояния в Иркутском муниципальном округе и после окончания выборов мэра.

Глеб Севостьянов

ПолитикаИркутск

7157

09.12.2025

«Дорожная служба Иркутской области» выбросила белый флаг

«Дорожная служба Иркутской области» рассекретилась на прошлой неделе. Новый генеральный директор Владимир Аксаментов, заступивший на этот пост вместо отбывшего в СИЗО Антона Бугая, сообщил о «критической ситуации» на ведающем региональными дорогами предприятии.

Георгий Булычев

ПолитикаОбществоИркутск

9661

08.12.2025

Бабр-Чарт: политики Иркутской области. Осень 2025

Представляем вашему вниманию анализ деятельности политиков Иркутской области за осень 2025 года. Бабр выделил среди них лидеров и антилидеров. В этот раз в чарт попали: Константин Бушуев, Максим Лобанов, Диляра Окладникова и другие.

Глеб Севостьянов

ПолитикаРасследованияИркутск

8804

05.12.2025

«Усольский свинокомплекс» опять нарисовал Серому дому фигвам

Меморандум о стабилизации цен на продукты питания местного производства опять подписали в Иркутской области.

Георгий Булычев

ПолитикаЭкономикаИркутск

9202

04.12.2025

Бабр-Чарт: мэры Иркутской области. Осень 2025

Представляем вашему вниманию анализ деятельности мэров Иркутской области за осень 2025 года. Бабр выделил среди них лидеров и антилидеров. В этот раз в чарт попали: Леонид Фролов, Павел Березовский, Анатолий Крупенев и другие.

Глеб Севостьянов

ПолитикаРасследованияИркутск

12371

04.12.2025

Подрядчики с возу в Иркутской области – кобыла выпряглась

Сейчас много говорят о подрядчиках в Иркутской области, которым не платят по контрактам – как из муниципальных бюджетов, так и из областной казны.

Георгий Булычев

ПолитикаИркутск

7134

03.12.2025

Партийная геометрия меняет округа

Неожиданная кадровая рокировка, инициированная в верхних эшелонах власти, рискует спутать партийные карты в Иркутской области. Аккурат накануне выборов в Государственную думу 2026 года.

Глеб Севостьянов

ПолитикаИркутск

10520

03.12.2025

Телеграм Иркутска за неделю: кадровые перетасовки. От Алдарова до Максимова

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов с 24 ноября по 1 декабря включительно. Из Листвянки в Маркова Продолжают определяться новые руководители территорий новообразованного Иркутского округа.

Глеб Севостьянов

ПолитикаСобытияИркутск

15331

01.12.2025

Противостояние

27 ноября на третьем заседании Думы Иркутского муниципального округа первого созыва происходили весьма странные события. Народные избранники рассмотрели 15 вопросов, большинство из которых по словам депутата Михаила Долгих «было связано с организацией рабочего процесса администрации».

Ярослава Грин

ПолитикаСкандалыИркутск

16770

01.12.2025

Кузьма Алдаров. Стар или суперстар? Не тонет или непотопляем?

Кресло Натальи Дикусаровой, отбывшей из Заксобрания в правительство Иркутской области, в итоге поделили аж на четверых мужчин.

Георгий Булычев

ПолитикаИркутск

13887

29.11.2025

Лица Сибири

Жуковский Николай

Данилов Андрей

Войличенко Сергей

Матюха Виталий

Мазур Юлия

Мешкова Анжелика

Васильев Григорий

Мантатова Татьяна

Хлопонин Александр

Дронов Игорь