Артур Скальский

© Эхо Москвы

Экология Байкал

5817

27.04.2006, 13:30

В эфире радиостанции "Эхо Москвы" Иван Ниненко - координатор московского отделения "Байкальского движения"

Эфир ведет Ольга Бычкова

О. БЫЧКОВА – Добрый день. Итак, это время нашего традиционного "Рикошета". Будем обсуждать главную новость сегодняшнего дня - это объявленное президентом Владимиром Путиным в Томске решение передвинуть Восточный нефтепровод на 40 км севернее Байкала. Ну и уже в нашем эфире начинали высказывать разные мнения на этот счет. Мы решили наших слушателей спросить о том, что они думают по поводу мотивов. Какие мотивы на ваш взгляд способствовали тому, что президент принял такое решение. Мотивы скорее экологические или мотивы скорее политические?

О. БЫЧКОВА – Начался наш "Рикошет". Подробности этого решения сейчас уточняются. Технические подробности в том числе. Будем разбираться в них в течение сегодняшнего дня. А пока конечно, рассуждают о том, что же сподвигло президента на такое решение. У нас есть телефоны прямого эфира, для того чтобы можно было позвонить и высказаться на эту тему. Мы в час дня в большой информационной программе "Эха" с Мариной Королевой пытались получить ответы от слушателей из Томска. Я сделаю еще одну такую попытку, понимаю, что прозвониться не всегда бывает легко. Итак, 783-90-25 это телефон для тех, кто звонит из Томска, и 783-90-26 – для тех, кто звонит к нам из других городов. Ну, может не из Томска, может быть из Сибири, давайте расширим, поскольку все-таки история эта сибирская. С географией у меня может быть не очень хорошо, но я думаю, что буквально в следующие минуты станет гораздо лучше. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Я из Подмосковья вам звоню. Меня зовут Андрей.

О. БЫЧКОВА – Андрей, ваш комментарий.

СЛУШАТЕЛЬ - А я бы хотел предложить вам такую тему для размышления. Как вы думаете, если с самого начала была задумана такая позиция, что всех всколыхнем, заставим думать, что мы такие, как у нас очень часто делается в стране, заставим всех подумать, что именно в том месте будем проводить трубопровод. А потом одновременно попросим людей, которые отвечают за прессу это дело поднять, а потом якобы уступить общественному мнению. Добрый президент наш, царь-батюшка сделал все, как надо.

О. БЫЧКОВА – Да, есть такая версия, Андрей. Что правда, то правда. Такая версия тоже существует. Спасибо вам большое, что вы нам об этом напомнили. У нас в студии прямого эфира уже присутствует Иван Ниненко, координатор московского отделения "Байкальского движения". Добрый день. И вот эти вопросы все сейчас мы будем собирать, и Ивану, втом числе задавать. Вы запомнили вопрос, который задал Андрей из Подмосковья. Послушаем еще один номер 783-90-25 - для тех, кто звонит к нам из сибирских городов. Это касается вас в первую очередь.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Мне Рустама, пожалуйста.

О. БЫЧКОВА – Какого Рустама?

СЛУШАТЕЛЬ – Ну там два Рустама.

О. БЫЧКОВА – Нет, там ни одного. Спасибо большое. Первый раз я встречаю такой случай, когда люди ошиблись номером и попали в прямой эфир "Эхо Москвы". Сильно. Еще раз попробуем. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Меня зовут Александр, я из Томска. Мне кажется здесь экономическая, скорее всего причина. Потому что, несмотря на проблемы с загрязнением окружающей среды, этот нефтепровод будет стоить немного дороже, а эти деньги очень весело делить.

О. БЫЧКОВА – Понятно, чем дороже, тем лучше то есть.

СЛУШАТЕЛЬ – Да, к тому же сейчас я смотрю РБК, и тут идет строкой, что государство, наверное, поможет…

О. БЫЧКОВА – Да, это сразу было известно.

СЛУШАТЕЛЬ – То есть из бюджета будут выделяться деньги. Пускай это стоит не миллиард долларов, а 800 млн.

О. БЫЧКОВА – Ясно. То есть это скорее даже по второй категории проходит. Потому что деньги это тоже политика в известной степени. Во всяком случае, не экология.

СЛУШАТЕЛЬ – Нет, я все-таки считаю, что цель экономическая, а достигается одновременно при этом и экологическая и политическая, это просто идет вместе.

О. БЫЧКОВА – Так это просто здорово. Значит всем хорошо.

И. НИНЕНКО - Нас обвиняют в том, что на самом деле все эти протесты куплены "Транснефтью", чтобы им дали проект подороже.

О. БЫЧКОВА – Вы сейчас ответите, Иван, за все ответите. За "Транснефть" тоже. Есть у меня уже ровно тысяча звонков. Ну и что у нас получилось. Тысяча звонков, из которых 854, то есть 85,4% - это те, кто полагают, что все-таки политическую подоплеку имеет это решение президента Путина передвинуть Восточный нефтепровод севернее Байкала. 14,6% - 146 позвонивших считают, что все-таки президент руководствовался, прежде всего, экологическими соображениями. Вот такой получился сегодня "Рикошет". Иван, вы можете прокомментировать вот пока эту позицию?

И. НИНЕНКО - Понятно, я тоже согласен с большинством ваших слушателей, решение абсолютно политическое. И в первую очередь это заметно, потому что оно было принято после довольно массовых выступлений по всей стране, которые прошли 21, 22, когда вся страна в той или иной степени поднялась. Причем не политические партии или какие-то силы, а было видно, что это именно гражданский протест.

О. БЫЧКОВА – Что это люди. То есть когда мы говорим о том, что это политические причины, мы имеем в виду, что может быть, например, президенту хотелось как-то лучше выглядеть в глазах сограждан.

И. НИНЕНКО - Да, президент понимал, что это реально волнует очень многих. И что ему придется рано или поздно…

О. БЫЧКОВА – Ответить. Если будет другое решение.

И. НИНЕНКО - Да. И он решил, что лучше пораньше сгладить эту волну.

О. БЫЧКОВА – Понятно. Мы будем говорить о том, как вот это движение организовывалось, сегодня мы видим результат. И конечно есть несколько вопросов, которые уже задали Ивану фактически наши слушатели. После краткого выпуска новостей всем этим и займемся.

О. БЫЧКОВА – Напомню, что говорим мы о сегодняшнем объявленном президентом Путиным решении, передвинуть Восточный нефтепровод севернее Байкала на 40 км. Уже говорил академик Яблоков в прямом эфире у нас пару часов назад, что 40 км это все равно не очень много. А лучше бы, еще дальше.

И. НИНЕНКО - Да, например, Вайншток, который 20-го у вас был в эфире и говорил, что никак нельзя передвигать. Он сказал, что надо передвигать либо 800 м, либо 80 км. Это мнение Вайнштока. А независимые экологии и эксперты говорят как минимум 100-150 км, чтобы пройти за хребтами.

О. БЫЧКОВА – Ну так 40 это хорошо или плохо все-таки?

И. НИНЕНКО - На самом деле там надо проводить точные исследования и надо, чтобы все-таки посмотрели, о каком именно участке идет речь. И до этого говорилось о том, что там будут слишком сложные горные участки, если передвинуть всего лишь на 40 км. И надо передвигать на 80, не для того чтобы Байкал обезопасить, а потому что прямо по пику гор 40 км это будет пик гор, гора, которая 1625 км в высоту. 40 км это практически по пику пройдет.

О. БЫЧКОВА – То есть, может быть, на самом деле будут еще какие-то уточнения.

И. НИНЕНКО - На самом деле это важно, чтобы это решение в итоге не оказалось таким, что на 40 передвинуть нельзя, поэтому все равно будем строить по берегу.

О. БЫЧКОВА – Есть такая опасность?

И. НИНЕНКО - Опасность исключать нельзя, учитывая, как активно продвигалась, что других вариантов кроме 800 м нет. Это может все закончиться тем, что "Транснефть" скажет, что на 40 км подвинуть нельзя, поэтому, Владимир Владимирович при всем нашем желании не можем исполнить приказ. И трубопровод придется строить 800 м.

О. БЫЧКОВА – И миллиард долларов уже получен.

И. НИНЕНКО - Тоже такая вероятность есть. Куда его применить, всегда найдут.

О. БЫЧКОВА – Напомните, пожалуйста, кратко, каковы были акции протеста против строительства этого нефтепровода. Ведь действительно большое количество людей, особенно в Сибири.

И. НИНЕНКО - Все началось в Иркутске. "Байкальское движение" вообще организовано в Иркутске. Там организацией "Байкальская экологическая волна", "Байкал, третье тысячелетие" и информационным ресурсом "Бабр.ру", который был одним из ключевых информационных ресурсов по данной проблематике. И потом уже все это перекинулось на всю Россию. И 21, 22 были самые массовые дни защиты Байкала в честь Дня Земли. В Москве 21-го прошел митинг, который был организован организациями "Гринпис", ВВФ, "Экозащита", движение "Гроза", "Я думаю". В общем, это был такой беспартийный митинг на Воробьевых горах на смотровой площадке. Там была очень веселая история, как его пытались предотвратить, сообщив о том, что ожидаются оползни. Я был одним из организаторов, и на мое имя пришла от префектуры записка, что просим вас отказаться из-за оползней. Вот нас вышло порядка тысячи человек. В Иркутске шествие было, там вышло сильно за 5 тысяч. Там уже посчитать сложно. Ротация и прочее. Но были довольно массовые выступления. В Иркутске это уже третий раз. Первые два раза были митинги, которые тоже собирали беспрецедентное количество людей.

О. БЫЧКОВА – Говорят, что там был губернатор и какие-то совершенно официальные вполне…

И. НИНЕНКО - Даже у нас 21-го на смотровой площадке были вполне официальные люди из Общественной палаты, и даже депутат ГД от "Единой России" высказался как раз из Иркутска о том, что Байкал все-таки дороже нефти.

О. БЫЧКОВА – Вы слышали только что обсуждение в нашем "Рикошете" несколько минут назад. Когда один и слушателей сказал, что сразу так было все придумано…

И. НИНЕНКО - Я бы посоветовал этому слушателю немножко поглубже изучить проблему. Потому что еще буквально вчера по всем каналам говорилось о том, какой хороший нефтепровод. И буквально в воскресенье меня показывали по НТВ с подтекстом, что мы получаем деньги чуть ни от ЦРУ, Березовского и Ходорковского одновременно.

О. БЫЧКОВА – А вы откуда получаете деньги?

И. НИНЕНКО - Также там было сказано, что мы на самом деле денег не получаем. Но подтекст там такой был. Я реально не получаю деньги за вот эти действия, за организацию этого митинга не получил ни копейки, скорее только потратился сам.

О. БЫЧКОВА – А организация "Байкальское движение" она вообще, на какие средства существует?

И. НИНЕНКО - Именно Иркутское отделение, там есть местный предприниматель, который выделяет достаточно большие деньги. Как раз председатель фонда "Третье тысячелетие". Но мы от них денег не получали. И мы организовывали здесь несколько действий. Допустим, 1 апреля была акция возле офиса "Транснефти" и там абсолютно на свои деньги делалось.

О. БЫЧКОВА – То есть вы склоняетесь все-таки к версии, что действительно как сказал Владимир Рыжков в эфире "Эхо Москвы", что президент приехал в Сибирь, понял, что просто вся Сибирь, все регионы в шоке от этого проекта, и его убедили в том, что не нужно этого делать.

И. НИНЕНКО - Я полагаю, он понял это 21-22-го, когда вышли люди по всей России. Питер, Ростов-на-Дону, Москва, Екатеринбург, в Томске, кстати, запретили акцию в честь немецкого саммита. Иркутск, Владивосток, еще многие города вышли, там в некоторых городах небольшое количество людей, в некоторых сотни людей. В Северобайкальске вышло несколько сотен человек. Хотя город очень маленький. И там не мене 600 человек. И просто масштабность это выступления и то, что оно не политическое, не какой-то партии, ни каким-то политиком организовано, а то, что люди на местах берутся и организуют это, вкладывают свои деньги, силы, это, наверное, показало то, что это реальные гражданские общественные интересы и с ними придется считаться. И было принято решение, что уж лучше с ними считаться до того, как они перерастут в какие-то совсем радикальные выступления.

О. БЫЧКОВА – А что была такая возможность? Вернее остается?

И. НИНЕНКО - Остается. На самом деле в Иркутске вполне серьезно есть люди, которые серьезно говорят о том, что они будут готовы на все, кроме человеческих жертв, чтобы остановить эту трубу. Экономический ущерб будут наносить "Транснефти", если она будет строить трубу по берегу Байкала.

О. БЫЧКОВА – Ой, ой, ой. Каким образом?

И. НИНЕНКО - Начиная с того, что можно просто блокировать те железные дороги, по которым будут подвозиться трубы, кончая тем, что можно банально, не знаю, знаете вы или нет, но опыт экологических протесов в мире уже достаточно большой. Например, просто шиповать деревья, когда их нельзя после этого спилить и удаление деревьев с трассы маршрута становится намного дороже. Но деревьям это не вредит. Это просто один из примеров того, как можно действовать.

О. БЫЧКОВА – Ну, перспективы, насколько я поняла из того, что вы сейчас сказали в принципе историю еще нельзя считать завершенной. Можно будет говорить, когда нефтепровод будет лежать там, где он будет лежать.

И. НИНЕНКО - Абсолютно верно. Причем текущая ситуация она конечно оставляет очень напряженную атмосферу. Потому что нефтепровод начинает строиться. И они будут вести расчеты, и мы реально боимся, что в итоге они скажут, что мы не можем уже изменить маршрут, мы его уже начали строить.

О. БЫЧКОВА – Как вы собираетесь отслеживать ситуацию?

И. НИНЕНКО – Там, на местах будут люди. В Северобайкальске том же есть огромное количество сторонников, которые будут нас информировать. Мы уже сейчас знаем, что там провозят трубы. Понимаете, простые люди есть по всей России, которые сочувствуют проблеме и информируют. Это не такая вещь, что будем засылать своих лазутчиков. Они уже там есть люди, которые сторонники Байкальского движения.

О. БЫЧКОВА – Которые в этом заинтересованы.

И. НИНЕНКО - Да, конечно.

О. БЫЧКОВА – Они там живут.

И. НИНЕНКО - Я был на Байкале этим летом, и я почувствовал, что это такое. А уж для людей живущих там, для многих из них это на самом деле святое. Нам в Москве этого просто не понять. У нас на европейской части России нет ничего подобного.

О. БЫЧКОВА - Ну что же. Будем следить за тем, как развивается ситуация. Будем надеяться, что все-таки Байкал это святое место и для тех, кто там живет и для многих других россиян останется чистым в неприкосновенности. По крайней мере, трудно сейчас конечно говорить, об этом, не будет еще более грязным. Иван Ниненко, координатор московского отделения Байкальского движения был в прямом эфире "Эхо Москвы". Спасибо вам.

И. НИНЕНКО - Спасибо.

Артур Скальский

© Эхо Москвы

Экология Байкал

5817

27.04.2006, 13:30

URL: https://babr24.news/baik/?ADE=29577

bytes: 14064 / 14063

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Лица Сибири

Хомич Александр

Степанов Павел

Лаврова Анна

Шахов Николай

Красноштанов Антон

Гармаев Баир

Леньшина Ирина

Заяц Вячеслав

Соболь Яна

Кузнецова Алеся