Наталия Ячменникова

© Российская газета

Наука и техникаМир

2335

14.04.2009, 18:32

Свалили в космос

Сегодня на орбитах летает свыше 3 тысяч тонн мусора.

МКС не раз приходилось уводить от космического мусора. Насколько велик риск столкновения на орбите? Можно ли почистить звездную свалку? Об этом корреспондент "РГ" беседует с главным баллистиком Центра управления полетами ЦНИИ маш членом-корреспондентом РАН, доктором технических наук профессором Николаем Ивановым.

Российская газета: Николай Михайлович, говорят, что в среднем предупреждения об опасном сближении с МКС космического мусора поступают в ЦУП едва ли не каждую неделю. Это так?

Николай Иванов: Действительно, в прошлом году мы получили 266 предупреждений. И каждое - серьезнейшая для нас работа. Предупреждения бывают разного уровня: есть "желтый порог", а есть "красный". Вот "красный" - это совсем плохо. Тогда принимаются экстренные меры. Например, перевод станции на другую орбиту. А недавно, как вы знаете, пришлось даже эвакуировать экипаж с борта МКС в корабль "Союз", выполняющий роль "спасательной шлюпки". Так вот из тех 266 предупреждений после тщательного анализа остались лишь 41, которые на самом деле оказались "проблемными".

РГ: Когда слышишь, что МКС сманеврировала от мусора, кажется, все так просто: дали импульс и станция "увернулась". А как по жизни?

Иванов: Надо четко понимать: станция - это не игрушка, которую можно легко "передвинуть". Это махина в 300 с лишним тонн. Кроме того, есть такое понятие, как обеспечение высотной стратегии.

МКС летает по орбите, выбранной из вполне определенных разноплановых требований: с учетом обеспечения необходимых условий для проведения сближений и стыковок транспортных и грузовых кораблей, включая зарубежные, а также безопасности посадки экипажей. Поэтому просто так ее трогать, перемещать, как захочется, нельзя. И после любого увода орбиту надо формировать заново для выполнения всех условий дальнейшего полета. Главная оперативная группа управления буквально на ушах стоит. К тому же любые маневры - это сотни килограммов топлива. А каждый килограмм на орбите - на вес золота.

РГ: А почему в марте обломок объявился в зоне станции настолько неожиданно, что на коррекцию орбиты времени уже не оставалось и пришлось срочно прятать экипаж в "Союзе"?

Иванов: Ситуацию вокруг МКС отслеживают наземные системы контроля космического пространства - и российская, и американская. Этот обломок летел с наклонением орбиты в 34,7 градуса. У станции наклонение - 52 градуса. А Россия-то где находится? Ее южная граница существенно выше, чем 34 градуса. То есть условия наблюдения для нас были не самые хорошие. В оперативном режиме мы этот мусор не видели. Видели американцы. Обычно по штатной схеме они предупреждают нас за трое суток. Здесь было - вдвое меньше. Причем первое сообщение такое, что они сами сомневались. А потом мы уже не успевали обеспечить все требования для проведения маневра.

РГ: Вообще какой космический мусор представляет реальную угрозу для станции?

Иванов: Сегодня в космосе летают свыше 13 тысяч объектов, размер которых превышает 20-30 см. Из них лишь примерно 7 процентов - космические аппараты. Все остальное - просто гигантская свалка, раскиданная по орбитам. "Мертвые" спутники, обломки конструкций, прочие элементы, которые сопутствуют выведению аппаратов и которые образуются при их разрушении. Обломков размером меньше 20 см насчитывается уже сотни тысяч. Они отслеживаются хуже. А вот "мусоринок" в 1 сантиметр и менее - десятки миллионов! И как раз именно эта мелочь наиболее опасна, потому что предоставлена сама себе.

РГ: Ее трудно разглядеть?

Иванов: Естественно. Если меньше сантиметра - вообще ничего не увидишь. Но скорости столкновения в космосе огромные - до 10-15 км в секунду. И энергия такой фитюлечки сравнима с груженым "КамАЗом", который мчится со скоростью 80-100 км в час. А ведь мусор имеет еще и свойство саморазмножаться: аппараты взрываются, обломки сталкиваются.

РГ: По данным Роскосмоса, в прошлом году в мире было запущено свыше 100 новых космических аппаратов. Отходы еще вырастут?

Иванов: Обязательно. Сейчас весь мир практически рвется в космос. Еще в 1993 году, когда на космический мусор впервые обратили внимание официально, Генеральный секретарь ООН заявил: это мусор человечества, а не какой-то определенной страны. Кто мог подумать, допустим, что на орбите когда-нибудь два спутника протаранят друг друга. А ведь случилось.

РГ: Насколько велика зона опасности вокруг станции?

Иванов: Однозначно определить ее сложно. Мусор может прилететь откуда угодно. Существуют определенные методы и приемы по учету вероятности столкновений. Скажем, вероятность столкновения 10 в минус третьей-четвертой степени определяет необходимость увода станции на другую орбиту.

Кстати, на станции "Мир" также приходилось "убирать" экипаж в корабль - спасательную шлюпку. Но за "Миром" так тщательно не следили. И мусора было меньше. Тем не менее когда одну из панелей в 130 кв метров, которая пролетала в космосе несколько месяцев, вернули на Землю, на ней обнаружилось больше чем 100 тысяч небольших пробоин.

РГ: А уже известны размеры самых больших обломков недавно столкнувшихся спутников?

Иванов: Конечно. Ведется каталог.

РГ: И Россия, и США ведут свои каталоги, но цифры приводятся разные. Единого нет?

Иванов: Пока нет, но такая задача существует. Откуда разница? Я уже говорил, что американцы географически расположены "получше". Например, если объект летает вдоль экватора, то за океаном его видят, а мы - нет. Но надо понимать, что есть ряд спутников, которых в каталогах нет по определению. Те же военные. Кстати, нам-то каталог особенно и не нужен. Мы занимаемся объектами риска. Это принципиальный момент.

РГ: Объекты риска - те болванки, которые пересекают орбиту МКС?

Иванов: Не обязательно. Сюда входят все, что могут доставить массу неприятностей. Вот о них пытаемся собрать всю информацию. Основной мусор летает на орбитах значительно выше, чем МКС. Именно там он размножается. На низких орбитах - менее 300-350 км - мусор тормозится за счет атмосферы, постепенно снижается и падает на Землю. А, к примеру, на геостационарных он может вращаться достаточно долго.

РГ: В свое время ученые предлагали смоделировать на компьютере траекторию полета мелких частиц. Это делается?

Иванов: Такая задача есть, но она очень тяжелая. Если бы мусор двигался как "по рельсам", тогда понятно. А он же постоянно меняет траекторию. Приведу пример с "Салютом-7". Его перевели на более высокую орбиту, удаленную от Земли более чем на 460 км: исследования показывали, что "Салют-7" должен там пролетать лет 20. А он упал через несколько лет. Почему? Непредсказанная возросшая активность Солнца нарушила все планы и расчеты. Станция начала тормозиться и быстро терять высоту.

РГ: А какие организации у нас занимаются проблемой космического мусора?

Иванов: Их достаточно много. Роскосмос - головная организация, отвечающая за обеспечение безопасности космической деятельности. А ЦУПу ЦНИИмаш как организации Роскосмоса было поручено выполнение координационных и основных функций по этому направлению. Одним словом, ЦУП - это верхушка айсберга, который организует всю эту работу.

РГ: Есть цифра, что сегодня у нас над головами летает свыше 2 тысяч тонн "отходов". Она верна?

Иванов: Уточню: свыше 3 тысяч тонн. Это по скромным оценкам.

РГ: Принят ли национальный стандарт по снижению космического мусора?

Иванов: Его отдельные положения уже действуют. Так, предполагается, что "кладбища спутников" будут располагаться на 200-300 км выше зоны геостационарных орбит. Что для увода туда на аппарате обязательно должен быть резервный запас топлива. Что потом остатки топлива должны обязательно сливаться, чтобы не замерзать и не разрывать потом уже "мертвый" объект. Что не должно быть отделяющихся частей. Но изменения в конструкции спутников влекут за собой дополнительные многомиллионные вложения, что нравится не всем аэрокосмическим корпорациям. Тем не менее деваться некуда.

РГ: Неужели ученые не могут ничего придумать, чтобы как-то почистить орбиты?

Иванов: Думают. Научно-технические проблемы, связанные со снижением засоренности орбит, постоянно обсуждаются на сессиях Межагентского координационного комитета по космическому мусору. Только что прошел очередной в Дармштадте (Германия). При этом следует иметь в виду, что в настоящее время все решения пока носят рекомендательный характер. На мой взгляд, что действительно очень важно - создать автоматизированную систему предупреждения опасных ситуаций.

РГ: Это которая должна начать действовать с 2015 года?

Иванов: Да. Тогда она уже должна войти в штатную эксплуатацию. Но уже сейчас создана первая очередь этой системы. И она активно работает.

РГ: А что касается какой-нибудь лазерной метлы или орбитального "дворника"? Или суперлегкого тормозного "парашюта", который будет сводить спутники с орбиты? Такой проект, я знаю, разрабатывают европейцы.

Иванов: Пока никаких реальных научно-технических предложений я не вижу.

РГ: Только что появилось сообщение: японские ученые разработали для уничтожения космического мусора робота-камикадзе. Он, дескать, захватывает старый спутник или обломок ракеты и бросается вниз, сгорая вместе с ним в атмосфере. Правда, стоит один такой работ около 4 млн долларов.

Иванов: Вот вы сами и ответили. Совершенно не исключаю, что появятся и лазерные метлы, и буксиры-"мусорщики". Когда-нибудь. На самом деле это жутко тяжелая операция. Возьмем телескоп Хаббл. Чтобы шаттл сумел подобраться к нему для ремонта, была разработана специальная и очень сложная программа. А здесь речь идет о том, чтобы убрать десятки тысяч крупных и десятки миллионов мельчайших частиц, которые блуждают как хотят.

Фантазии могут быть любые. Американцы провели исследования и выяснили: огромный процент того, что написали фантасты, уже исполнилось. И сегодня энтузиасты есть. Но пока то, что предлагается, просто несерьезно. Хотя все понимают: этим надо заниматься.

Наталия Ячменникова

© Российская газета

Наука и техникаМир

2335

14.04.2009, 18:32

URL: https://babr24.news/?ADE=76912

bytes: 10098 / 9839

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Экономика"

Закрытые «Ворота Байкала»

Эксперты выясняли, почему с Особой экономической зоной в Иркутской области ничего не получилось. Большое Голоустное. Фото с сайта baikaler.

Алиса Канарис

ЭкономикаБайкал

15454

02.11.2015

Салатовая революция подавлена… росчерком пера

С 26 октября Росавиация своим решением прекратила действие сертификата эксплуатанта «Трансаэро». По мнению многих экспертов, это означает конец эпохи конкуренции в авиаотрасли и начало новой, где существуют предельно ясные приоритеты государственных компаний... И добиваться их можно любой ценой.

Максим Бакулев

ЭкономикаМир

9420

28.10.2015

Братская Дума планирует поднять налоги в несколько раз

Вчера сайт www.antonenkov.com опубликовал информацию о том, что власти Братска планируют увеличить налоговую ставку на землю под гаражными кооперативами с 2016 года в три раза, а с 2017 - в пять раз.

Елена Фортуна

Экономика

6981

22.10.2015

Власти Братска сократят зарплату работникам учреждений культуры

Администрация Братска планирует сократить заработную плату работникам учреждений культуры. Руководителям учреждений необходимо отказаться от надбавок и доплат сотрудникам.

Андрей Васильев

Экономика

9305

21.10.2015

Энерготарифы: уравнение со всеми неизвестными

Одной из примет общественной жизни в соседних с Иркутской областью восточных регионах — Республике Бурятии и Забайкальском крае — является периодическое «энергообострение», пик которого выпадает на осень. Не стал исключением и нынешний год.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

7369

13.10.2015

Блогнот. Кушать очень хочется, а что-то все пропало

Ну вот и подходит к финалу пьеса “собирания земель”. Все стало ясно после того как нефть упала ниже 50 долларов, а импортные продукты в России показательно начали давить тракторами. А что же дальше? Удивительным образом в начале августа совпали несколько событий. Давайте по порядку.

Виктор Шевчук

ЭкономикаРоссия

6550

14.08.2015

Застывшая замазка и аромат раздевалки: российские «сырозаменители»

Лишившись импортного сыра из-за продуктового эмбарго, российские сыроделы безуспешно пытаются подделать западные образцы.

Шон Уокер

ЭкономикаМир

15151

31.07.2015

Чем хуже, тем лучше: Какой город выиграл из-за санкций

Редактору The Village удалось обнаружить город, жизнь в котором улучшилась после введения санкций, войны на Украине и падения рубля. Правда, совсем немного. «Акция: Пирожок печёный с повидлом — девять рублей», — соблазняет объявление на остановке.

Анна Соколова

ЭкономикаРоссия

4369

31.07.2015

Тарифы, покрытые мраком

Восемь лет назад на должность главы Бурятии был назначен Вячеслав Наговицын. И именно этот период его работы отметился беспрецедентным ростом тарифов ТГК-14.

Октябрина Ешеева

ЭкономикаБурятия

8099

10.07.2015

Антон Кондратов назначен региональным управляющим директором ЗАО «Байкалвестком»

Антон Кондратов приступил к исполнению обязанностей регионального управляющего директора иркутского подразделения ЗАО «Байкалвестком» 25 марта 2015 года. В сферу ответственности Антона Кондратова входит стратегическое и операционное управление бизнесом компании в Иркутской области.

Алиса Канарис

ЭкономикаИркутск

12908

31.03.2015

Крупнейшую иркутскую турвыставку разорвали надвое

Конфликт между мэрией и правительством Иркутской области лезет из всех щелей. Из политической плоскости, где еще были попытки сохранять приличия, он перекочевал в сферу управления конкретными отраслями экономики.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

8868

17.03.2015

Корпорация спорного развития

В Сером доме прошел круглый стол "О роли ОАО "Корпорация развития Иркутской области" в создании новых технологий и конкурентной продукции в Иркутской области, эффективности расходования бюджетных средств".

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

11148

17.03.2015

Лица Сибири

Лагунова Ирина

Сысоева Наталья

Абрамченко Виктория

Ашуркова Юлия

Васильев Григорий

Косяков Анатолий

Колмаков Алексей

Касьянова Ирина

Мащицкий Виталий

Мишенин Алексей