"Русский вопрос" в Казахстане. Исследование БАБРа

Редактор БАБРа делится мнением относительно судьбы русских в Казахстане.

Я побывал в Казахстане осенью 2016 года. Ездил, ходил, смотрел, говорил с людьми. Посетил Петропавловск, Щучинск, Кокшетау, Караганду, Астану, Алматы. По итогам турне в голове сложилось достаточно емкое виденье положения славянского и русскоязычного населения в этой большой и сложно устроенной стране.

Две означенные темы надо четко разделять и разводить: есть вопрос этнических славян, проживающих в Казахстане, и есть проблема русскоязычного населения в целом. Темы смежные, но прямо не пересекающиеся.

Дискриминация по языку

На словах все хорошо. Русский язык является вторым государственным: все вывески, дорожные знаки, указатели и т.д. продублированы на русском. Есть русскоязычные печатные СМИ, телерадиовещание, Интернет-порталы, онлайн-сервисы.

Официально русский язык никак не ущемляется.

На практике все, разумеется, менее радужно. Казахстан четко разделен на Север и Юг. На севере и востоке живут славяне и "северные" казахи - полностью обрусевшие, отличающиеся от южан даже внешне. Соответственно, юг и запад страны населяют узбеки и "южные" казахи.

Языковая и этническая дифференциация по территориальному признаку в Казахстане выпукла и наглядна - чем дальше на юг, тем меньше русского говора.

Север и восток страны это типичная постсоветская территория, мало отличающаяся, скажем, от Западной Сибири или Алтая. Те же поля, церквушки, заброшенные заводы, бедные деревни с наличниками на окнах и огородами в каждом дворе.

Юг Казахстана более азиатский. Вместо деревень - кишлаки, вместо церквушек- мечети, вместо засеянных полей - жаркая полупустыня с дрожащими миражами на горизонте.

Особняком стоят две столицы: Астана и Алматы. Это многонациональные, двуязычные города-милионники, для которых проблема языка стоит не так остро в силу высокой концентрации образованного и обеспеченного населения, регулярно выезжающего в Россию и дальнее зарубежье.

После получения независимости центральная власть в Казахстане начала проводить негласную линию поощрения именно южного, архаичного уклада. В этом смысле президент Назарбаев мало отличается от других лидеров среднеазиатских республик бывшего Союза. В ассортименте опора на "традиционные" ценности, мягкую исламизацию и языковую идентичность.

Как поведал мне отставной полковник из местных, двадцать лет назад почти все ключевые посты в стране занимали русские или русскоговорящие. Если ты говорил на казахском, но не знал русского, - ты был маргиналом, провинциальной недорослю. Сейчас все ровно наоборот: ты можешь говорить только на казахском и чувствовать себя полноценным гражданином, ты можешь владеть обеими языками и бед не знать, но если ты говоришь только по-русски - у тебя начинаются большие проблемы.

С одной стороны это естественный процесс: возрастное, советское, поголовно русскоговорящее поколение сходит со сцены, уступая место национально ориентированной, пассионарной молодежи, для которой знание русского является делом добровольным, а вовсе не обязательным. Для успешности сегодня куда важнее знать английский, нежели русский.

Эта аксиома, к слову, верна не только для Казахстана, но и для Белоруссии, Украины и других наиболее продвинутых стран советского блока. Россия быстро теряет статус культурной и экономической метрополии для развитых стран - выходцев из СССР. Мы все еще "центр мира" для нищих Таджикистана или Киргизии, но уже не для относительно богатых Казахстана или Азербайджана.

Однако, как и было сказано, вытеснение русского языка в Казахстане имеет не только естественную природу. Безусловно, можно говорить об осознанной государственной политике по дерусификации страны. В Астане правят умные и осторожные ребята, здесь нет дураков вроде Ющенко, никто не насаждает казахский силой. В тоже время ползучая языковая национализация, кажется, давно приобрела необратимый характер.

В чем это проявляется? В мелких, но важных деталях. Например, невозможно устроиться на высокий государственный пост, не зная казахского. Нельзя изучить многие законодательные акты в русском варианте - их просто отказываются переводить (особенно на муниципальном и региональном уровнях) . Сложности возникают и у бизнесменов, вынужденных нанимать казахоязычных нотариусов для оформления тех или иных сделок, документооборот по которым проходит только на языке титульной нации.

И так далее и тому подобное. В стране умело создается атмосфера "закрытых дверей" для русскоговорящих. К населению приходит понимание, что без знания казахского ты автоматически попадаешь в неуютное и притесняемое языковое гетто. А жить в гетто, понятное дело, мало кто хочет.

Вариантов на поверку всего два: учить казахский или уезжать в Россию.

Большое северное переселение

Здесь мы переходим к вопросу собственно славянского населения Казахстана. Все достаточно просто и печально: русские уезжают. Конечно, это не повальное бегство, как в Узбекистане или Туркмении, но тем не менее.

В 1989 году на территории Казахстана жило 6,2 миллиона русских и 6,5 миллионов казахов в пропорции 38% на 40% от общего населения. К 2016 году число русских уменьшилось до 3,5 миллионов, а число казахов возросло до 11,5 миллионов. Сегодня русскими себя называют только 20% жителей страны. Это все еще очень много, однако тренд очевиден и выглядит он, как приговор.

Люди перебираются в Россию без большой охоты, зачастую, вынужденно и очень неторопливо. Никто их не гонит и не заставляет. Но и не отговаривает. Дело в том, что русские в Казахстане преимущественно одноязычные и де-факто попадают в то самое языковое гетто. Социальные лифты для них закрыты.

Все русские, с кем мне удалось переговорить в Казахстане, или уже перевезли семьи в Россию, или собираются это сделать в обозримой перспективе. Подчеркну - я говорю не об отдельных случаях, но о ярко очерченной тенденции, имеющей глубокие экономические и политические корни.

Русские живут компактно на севере и востоке Казахстана. Прежде всего, речь идет о Петропавловске, Павлодаре, Костанае, Усть-Каменогорске. Много славян в столичных Астане и Алматы, а также в старом промышленном центре региона - Караганде.

На юге ситуация обратная - славяне здесь не в чести. Наглядное сравнение. Петропавловск, негласная столица "русского" Казахстана: казахи - 25% населения, русские - 64%. Тараз, исторический центр южной части страны: казахи- 64%, русские - 20%.

После "крымской весны" и войны на Донбассе национальный вопрос в Казахстане резко и недвусмысленно обострился. У каждой из сторон здесь, как водится, своя правда.

Русским не нравится языковая дискриминация, казахизация общественно-политической повестки. Русские не привыкли быть меньшинством , национальной окраиной, в них силен имперский комплекс. Они чувствуют себя разделенным народом и не связывают свое будущее с казахским государством. Они смотрят Первый канал и ждут новогоднее обращение Путина.

По сути можно говорить о существовании огромной, трехмиллионной резервации русских в Казахстане.

Претензии казахов к русским тоже совершенно понятны. "Почему они (русские) носят наши паспорта, но отказываются учить казахский? - задается вопросом дальнобойщик-казах. - Почему не хотят адаптироваться? У нас свое государство и они должны его уважать. Вместо этого они гоняют по Петропавловску на машинах с российским флагами и открыто призывают к сепаратизму в Павлодаре". Исчерпывающе.

Еще один аспект - экономический. Легко заметить, что весь север и восток Казахстана окружен мощными российскими городами-милилонерами. Это Новосибирск, Челябинск, Омск, Екатеринбург. Прибавим сюда развитые Барнаул, Курган, Тюмень и получим абсолютное демографическое и культурное доминирование России в конкретном регионе.

Перед глазами любого русского, проживающего на севере Казахстана, стоят успешные города Сибири и Урала, уровень жизни в которых на порядок выше жизни в небогатых казахских городках. В Сибири есть работа, перспективы, возможность вести дела на родном языке. В этих условиях у русского провинциала в Казахстане не возникает вопроса куда податься - в Новосибирск или Астану. Только на север, в Россию.

Конец империи

Казахстан и другие республики бывшего СССР отпустили Россию. Мы больше не гегемон, не империя, не властительница умов. Мы просто большая региональная держава, с мнением которой считаются и к чьей позиции прислушиваются. И не более того.

Пора и нам отпустить Казахстан и прочий "русский мир". Этот мир существует в культурном пространстве, но не в политическом. Среднеазиатские республики строят свои национальные государства - данность, которая будет определять их существование на блажащие десятилетия. Мы должны это понять и принять. Иных вариантов просто нет.

Уверен, через 20-30 лет "русский вопрос" в Казахстане исчезнет сам по себе, просто в силу того, что доля этнических славян в населении станет незначительной. Казахстан идет своей дорогой, на которой все больше мечетей, мощенных китайским юанем, и все меньше газопроводов, отлитых из русского металла.

Всем русским в Казахстане совет простой: учите казахский или уезжайте.

URL: https://babr24.news/?ADE=154830

bytes: 9906 / 9239

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Андрeй Темнов, независимый журналист.

На сайте опубликовано 1065 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Гео"

Защита белошейных журавлей: Монголия и Китай объединяются в борьбе за природу

Китай является одним из главных партнеров Монголии. Отношения стран распространяются не только на экономическую и культурную сферы. Соседи имеют общие интересы и в вопросах экологии. В этом материале Бабр расскажет о монголо-китайском сотрудничестве в области охраны перелетных птиц.

Эрнест Баатырев

ГеоБратья меньшиеОбществоМонголия

6666

22.12.2023

Магия ночного неба: какие тайны скрываются за световыми столбами Иркутска?

Ночью с 30 ноября на 1 декабря 2023 года жители Иркутска были поражены красивым световым явлением, которое возникло над городом. Хотя световые столбы являются довольно распространенным явлением для иркутян, они всегда привлекают внимание и удивление жителей.

Анна Моль

ГеоИркутск

9230

01.12.2023

Зимние неприятности: метели парализуют Монголию

Вслед за Восточной Сибирью зима пришла на большую часть территории Монголии. В этом материале Бабр расскажет об особенностях монгольской смены сезонов и общих чертах отношения к этому явлению россиян и их южных соседей. Суровая монгольская зима – понятие общеизвестное.

Эрнест Баатырев

ГеоОбществоПроисшествияМонголия

8192

07.11.2023

Монгольский эпицентр: об истории землетрясений и отношении к ним

Жители Иркутской области и Бурятии внимательно следят за сейсмической обстановкой на севере и северо-западе Монголии. Весть же о новом землетрясении, произошедшем вчера в аймаке Завхан, дала повод Бабру вспомнить об истории вопроса.

Эрнест Баатырев

ГеоИсторияМонголия

10998

23.08.2023

Не горим, так тонем: в Иркутской области затяжные ливни

В этом году нас атаковала противоположная последним годам стихия — ливни. Интенсивные дожди затопили улицы и здания. Но власть ничего не может сделать, чтобы предотвратить подобные катастрофы. Зато приписывает себе заслуги в виде отсутствия лесных пожаров.

Анна Моль

ГеоПолитикаПроисшествияИркутск

38515

18.08.2023

Экологические проблемы Гоби: немного о сторонах конфликта

Бабр продолжает рассказывать о природных достопримечательностях Монголии. Один из наших прошлых материалов был посвящен туристической привлекательности Гоби. Теперь поговорим о географических особенностях и экологических проблемах пустыни.

Эрнест Баатырев

ГеоОбществоЭкологияМонголия

40880

09.08.2023

Грандиозный провал властей: последствия паводков в Иркутской области

Продолжающиеся дожди вызвали серьезные наводнения в Иркутской области, в результате чего власти Байкальска объявили режим чрезвычайной ситуации. Стихия одолела не только Прибайкалье – паводок привел к разливу реки Кручина и подтопил более 100 домов в селе Ильинка в Забайкалье.

Анна Моль

ГеоПроисшествияЭкологияИркутск

43457

11.07.2023

Нижнеудинск без урожая: кто возместит потери жителям?

Недавно Нижнеудинск был накрыт сильнейшим ливнем и градом, что привело к уничтожению огородов и другого имущества. Жители города стали задаваться вопросом: предусмотрена ли компенсация в таких случаях.

Анна Моль

ГеоПроисшествияИркутск

11815

05.07.2023

Землетрясение в Турции: участие Монголии в ликвидации последствий стихийного бедствия

Монгольский поисково-спасательный отряд стал одним из многих формирований, которые приняли участие в ликвидации последствий февральского землетрясения в Турции. В этом материале Бабр рассказывает о том, как отличились монгольские спасатели, и какой наградой их работа была отмечена.

Эрнест Баатырев

ГеоОбществоМонголия

6630

03.05.2023

Биполярный апрель в Прибайкалье: что это было?

Апрель 2023 года по многолетним наблюдениям синоптиков может стать самым холодным за последнюю пятилетку. Этот месяц не на шутку заставил понервничать жителей Прибайкалья. Снег и ветер вместо привычного весеннего тепла – такой был практически весь апрель.

Миша Ковальски

ГеоИркутск

5590

24.04.2023

2022 год стал вторым самым тёплым в России, и пятым – в мире

Планета продолжает нагреваться. Виноват ли в этом человек или нет, вопрос отдельный. Но то, что происходят климатические изменения – факт. Последние восемь лет метеорологи и климатологи постоянно фиксируют повышенную температуру за тот или иной сезон.

Миша Ковальски

ГеоИркутск Россия

5791

14.02.2023

ТГУ сближает: губернаторы северных краев России соберутся в апреле для обсуждения экологической ситуации

Томский государственный университет (ТГУ) проведет международный форум, в ходе которого губернаторы северных регионов РФ вместе с учеными и представителями ассоциации коренных народов Севера обсудят изменения климата и актуальные проблемы Арктики.

Соня Совушкина

ГеоЭкологияСобытияТомск

23010

06.02.2023

Лица Сибири

Ахмадулин Андрей

Кондратьев Алексей

Степанов Юрий

Пономаренко Сергей

Абушеев Виктор

Беляков Анатолий

Лазебный Вадим

Чупров Сергей

Иванец Вячеслав

Смирнов Олег